Установлена причина старения человека

Профессор московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Виктор Зуев выяснил, что старение организма связано с излишним приростом числа некоторых клеток в организме, пишет Newsru.com.

Однако ученый предупреждает, что ни о каком бессмертии речи все равно не идет. Как считает Зуев, если научиться управлять этим механизмом, можно продлить активный период жизни.

Как ранее было доказано, нейроны мозга, окруженные соединительными глиальными клетками, с возрастом гибнут, а клетки глии, наоборот, размножаются. Именно в результате гибели нейронов и развиваются первые признаки старости - ухудшение памяти, нарушение координации движений, снижение быстроты реакции.

Профессор Зуев задал себе вопрос, почему нейрон должен погибнуть первым, пишет МК. Ведь эти клетки защищены в нашем организме особенно тщательно - между нейронами и мозговыми капиллярами имеется для этой цели специальный посредник - звездчатая клетка (астроцит). По мнению профессора, все происходит совсем не так, как считалось ранее: не нейроны гибнут первыми, а сначала стартует так называемый глиоз - все более активное размножение клеток глии. Их разрастающаяся масса начинает давить на астроциты, а те в конце концов обрекают нейроны на гибель.

Проведя эксперимент на лабораторных мышах, профессор Зуев пришел к выводу, что глиальные клетки начинают размножаться гораздо быстрее при добавлении в их среду биоэкстракта, приготовленного из мозга старых мышей. Подобная субстанция, добытая из мозга мышек среднего возраста, дает куда менее заметный эффект, а мозговой экстракт от молодых особей никак не провоцирует клетки глии на размножение.

В другом эксперименте ученые попытались с помощью этих же биопрепаратов воздействовать на организмы живых молодых мышей. Уже через 3-4 месяца подопытные грызуны, которым были сделаны инъекции экстракта мозга пожилых мышей, стали обнаруживать явные признаки преждевременного старения. Исследование их мозга показало наличие двух самых характерных признаков: гибель нейронов и усиленное размножение клеток глии. Результат этих двух процессов у подопытных мышей оказался значительно более выраженными, чем у естественно состарившихся особей.

Полученные данные прямо свидетельствовали о том, что обнаруженный учеными фактор является причиной старения, а не его следствием. После экспериментов с животными ученые перешли к исследованию человеческого организма. Они взяли кровь людей разного возраста - от 10 до 78 лет, выделили из нее сыворотку и добавили к одинаковому количеству глиальных клеток, помещенных в пробирки.

Через несколько дней обнаружилась закономерность, схожая с изменениями в организме подопытных мышей. Сыворотка крови 10-20-летних не спровоцировала никакого роста количества глиальных клеток, кровь людей среднего возраста уже дала заметную активизацию этого процесса, а сыворотка, полученная от старших возрастных групп, обеспечила бурное разрастание клеток глии. Как считает профессор, проведенные эксперименты дают серьезное основание считать, что при переливании крови следует учитывать возрастной фактор.

Виктор Зуев отмечает, что человек может прожить примерно до 120 лет. Ранее об этом говорили и другие ученые. Сейчас средняя продолжительность жизни современного человека приблизилась к 75 годам, а регистрировать проявление фактора старения у людей ученые начинают с 25 лет. Тогда заканчивается программа роста и запускается другая программа ? старения.

Сейчас главная задача, стоящая перед специалистами, - как можно точнее определить, что же именно представляет из себя фактор старения - по химической природе, по структуре, по реакции на внешние воздействия. После этого может начинать работать над снижением биологической активности фактора старения в организме.