содержание | >>>> О КЛИНИКЕ | СТАТЬИ | ||||||||||||||||||||
Зачем голодали люди в эпоху палеолита?Подходит к концу Великий пост. В христианстве он ассоциируется со смирением плоти, отрешением от земного и материального. Но археологам известно, что люди ограничивали себя в еде, отказывались от пищи задолго до появления христианства. О том, почему и как постились древние люди, с ведущим сотрудником Института археологии РАН, доктором исторических наук Марией Всеволодовной Добровольской беседовала Татьяна Солюс.Вы написали целую книгу о роли питания в формировании рода Homo sapiens. Отказ от пищи тоже имеет особое значение? Прежде всего, следует отметить, что человек ? существо биосоциальное, и его двойственная природа позволяет нам рассматривать любой феномен в его существовании с двух позиций: сугубо биологической и культурной. Человек неравнодушен к различным видам пищи, и известно, что расширение источников питания у предков человека приводило к благоприятным эволюционным последствиям. Кроме того, важно, что человек относится к группе видов, у которых нет естественной защиты от переедания. Есть биологические виды, которые с наступлением сытости перестают поглощать пищу, а, например, многие приматы, наоборот, могут есть сколько угодно, пока не надоест, пока они не перестанут испытывать от этого удовольствие и находить в этом развлечение. Судя по древнейшим мифологическим структурам, человек относился к пище как к восприятию чего-то извне и помещению в себя, что приводило не просто к утолению голода, а к приобщению к каким-то иным средам, животным или растениям ? к миру материальному. Во всех культурах обильное питание соответствует интенсивному процессу жизни в целом. Так, понятие ?раблезианство? означает буйство земной жизни. Когда человек отказывается от какой-либо пищи, он отказывается от канала воздействия на себя. Он становится более независимым от возможного вредного воздействия. В этом отношении древние пищевые ограничения и посты призваны оградить человека от чего-то дурного и сделать его чище, для того чтобы он смог что-то преодолеть, приобрести новое ценное качество. Пищевые ограничения и посты ? это разные вещи? Не стоит их смешивать. Пищевые ограничения касаются каких-то определенных продуктов. Мусульманство запрещает есть свинину. В иудаизме есть запреты на свинину, осетрину (и вообще на любую рыбу без чешуи), мясо хищных птиц и т.д.; с соблюдением этих ограничений связано понятие кошерности. В христианстве пищевых ограничений нет, но действуют универсальные ограничения: например, в любой цивилизованной культуре нельзя есть мертвечину. А в глубокой древности такого запрета не было, часто в мифах встречаются персонажи, которые могут употреблять в пищу мертвечину. Пищевые ограничения связаны с табу, с тем, от кого ведет свой род племя,? тотемным животным. Само по себе пищевое ограничение не является постом. Пост ? это, прежде всего, добровольный отказ от ряда физических проявлений жизни, удовольствий, для того чтобы очистить себя и подготовить к какому-то переходу, достижению. Один из древних обрядов, который типичен для всех первобытных народов и описан этнографами у народов ныне живущих, но находящихся в системе присваивающего хозяйства, с так называемым традиционным экономическим укладом,? обряд инициации. Он ярче проработан для мужчин, но существует и для женщин. Обряд инициации предполагает ограничения не только в пище, но и в социальных правах, подвижности, бывает, например, что нельзя находиться на свету. Вообще, такого рода ?посты? первобытных людей были наиболее всеобъемлющими. Нынешний христианин во время поста ограничивает себя в физических удовольствиях, но не в необходимых вещах ? он может выходить из дома, смотреть на солнце. В очень древних постах (я думаю, мы можем называть их постами) эти ограничения были очень жесткими. Посты есть во всех основных религиях? Практически да. В православии четыре основных ? Великий, Петровский или апостольский, Успенский, Рождественский. В мусульманстве ? месяц рамадан, когда не предполагаются какие-либо ограничения в рационе, но нельзя есть при свете солнца. Когда солнце садится и появляются звезды, можно есть. В иудаизме в постные дни разрешен прием пищи только в темное время суток. Большие посты, прежде всего, Великий пост, привязаны к Пасхе, т.е. к лунному (подвижному), а не к солнечному стандартному календарю, и это говорит о том, что традиция постов уходит корнями в очень глубокую древность. Расскажите, пожалуйста, о самом древнем объекте ваших исследований, который, как вы посчитали, придерживался пищевых ограничений по ?идейным? соображениям? Конечно же, это гипотеза? Этот ?объект? был найден в Сунгирском погребении верхнего палеолита. Поселение Сунгирь, которое, кстати, находится в пределах современного города Владимира, и погребение на его территории открыл и описал Отто Николаевич Бадер, один из крупнейших российских археологов. Это уникальный археологический памятник по ряду обстоятельств. Прежде всего, он невероятно хорошо сохранился. Затем поражает сложность погребального обряда. Одно из захоронений ? это погребение детей, которые, может быть, были принесены в жертву. Они уложены голова к голове на одной прямой линии, одеты в богато украшенные одежды ? об этом мы можем судить по бисеру, тысячам костяных бисерин, сохранившихся в могильной яме. Вместе с телами уложены дротики, стрелы, фигурки, вырезанные из кости. И, наверное, самая сенсационная находка из этого погребения ? длинное копье, около трех метров, из бивня мамонта. Причем дугообразный бивень был по какой-то технологии размягчен и выпрямлен. Судя по всему, это захоронение было сделано 24-25 тысячелетий тому назад, то есть в период перед самым суровым пиком последнего оледенения, в затишье перед бурей (21-20 тысячелетие ? самая суровая пора последнего оледенения). В знаменитой могиле сунгирских детей среди других находок была обнаружена кость, которая сначала была идентифицирована как кость животного, но потом выяснилось, что она человеческая. Ее было не очень легко узнать, потому что края ее (эпифизы, в анатомической терминологии) были оббиты каменным орудием, а внутрь получившегося футляра помещено большое количество охры. Благодаря исследованиям Е.Н. Хрисанфовой и М.Б. Медниковой было доказано, что эта кость по своим морфологическим признакам соответствует кости Homo sapiens, и мы включили ее в систему описания этих верхнепалеолитических людей. Проведя химический анализ костной ткани всех индивидов, мы выяснили, что химический состав человека, от которого осталось одна бедренная кость, чрезвычайно беден. Концентрации всех элементов ? индикаторов питания ? резко понижены по сравнению с другими людьми. В качестве рабочей гипотезы я сочла возможным предположить, что пониженное содержание большинства элементов ? индикаторов питания может быть связано с практикой периодического голодания. В принципе, оно может быть вызвано естественными причинами ? например, охотничьими неудачами. Но, судя по тем скелетам, которые были представлены в полном виде, не похоже на то, чтобы сунгирцы были обделены пищей. Все-таки технология охоты была очень хорошо развита, скорее всего, они могли обеспечить себя полноценным питанием. Этот индивид выделялся. Я предполагаю, что его голодания могли быть преднамеренными. Может быть, этот индивид чем-то отличался от своих соплеменников, ведь почему-то именно его останки, его бедренная кость была помещена в качестве какого-то раритета в одну могилу с этими детьми. Возможно, это проявление культа предков? Мы не можем ничего утверждать, только предполагать. Но, судя по анализу костной ткани, уже в эпоху верхнего палеолита индивиды могли различаться по рациону питания. Все-таки мы считаем, что уже тогда, в эпоху ледников, существовали социальные механизмы, которые предписывали различным членам общества принимать различную пищу. А коли так, индивиды, на которых была возложена сакральная функция, безусловно, не обходились без ограничений. Те же самые шаманы обязательно проходят через пищевые ограничения ? хотя здесь никаких параллелей нет, ни о каком шаманстве в верхнем палеолите речи не идет. Но поскольку, в принципе, для носителя сакральной функции универсальна система постоянного или периодического пищевого ограничения, мне представляется вполне возможным, что эта традиция уходит своими корнями в период появления человечества. Что происходит на уровне биохимии при голодании или при отказе от определенной пищи? Прежде всего, отказываются от жирной и мясной пищи. В результате уменьшается интенсивность выделения желчи. В этом есть и плюсы, и минусы ? все-таки важно, что пост добровольный, кому-то от него хуже, кому-то лучше, и нужно думать, как поступать. Снижается интенсивность вырабатывания желудочного и пищеварительного соков, потому что животные белки в большинстве своем достаточно трудны в переваривании и требуют большого количества энергии. Ведь питание ? это не только получение энергии, но и затраты. И поэтому в каком-то смысле организм освобождается ? работа желудочно-кишечного тракта достаточно энерогемка. Потом (конечно, если человек постится таким образом, что он худеет) начинают постепенно расходоваться запасы: подкожный жир, внутренние жировые отложения. Сейчас популярно выражение ?выведение шлаков? ? это общее обозначение самых разных биохимических процессов. Организм, безусловно, обновляется, избавляясь от старых запасов. Поскольку мы можем и хотим есть, когда наша физиологическая потребность в еде удовлетворена, то мы едим про запас. Когда-нибудь мы с этим запасом должны расставаться. Когда мы питаемся нашими запасами, появляются новые продукты распада ? новые метаболиты. Вот что называется выведением шлаков. В целом, чередование постов с пирами, вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего от однообразия, будь то однообразие деятельности, мысли или пищи. Для нас ? аборигенов относительно высоких широт, ежегодно переживающих значительные сезонные климатические изменения ? свойственно прибавлять в весе в холодное время года и терять ? в теплое. Способность прибавлять в весе в зимний сезон может быть связана не только с меньшей подвижностью, но и с общей перестройкой обменных процессов, призванных сохранить наше здоровье. Однако достаточно стабильные условия городской жизни делают эту ?физиологическую заботу? излишней. Еще и поэтому в конце зимы нам полезно освободить свой организм от зимних излишков. Кроме того, отмечу еще один момент. Известно, что наш организм использует белки и жиры для производства гормонов. Поэтому ограничения в мясной и жирной пище ведут к ?усмирению плоти?. Руководитель группы физической антропологии нашего института академик Т.И. Алексеева и мои ближайшие коллеги А.П. Бужилова и М.Б.Медникова неоднократно принимали участие в описании, идентификации останков иерархов русской православной церкви перед канонизацией. Как правило, эти костные останки достаточно специфичны ? они грацильны, без значительного костного рельефа, который бы свидетельствовал о том, что были развиты мышцы. Иерархи были умеренного телосложения. А человеку субтильному легче, как ни странно, переносить пост и голод, чем человеку крупному, с мышечным типом телосложения. По этому направлению тоже может идти отбор: кто пойдет в монашество, а кто нет. Безусловно, определяющим остается стремление личности: кто-то достигает духовных и профессиональных высот, идя вопреки своей натуре, а кто-то ? следуя своим природным предрасположенностям. Отец Сергий (герой Льва Толстого), по идее, не должен был быть монахом, его натура не монашеская, он не мог ее побороть. А есть люди, которые благодаря своей конституции совсем не обязаны бороться со своей натурой, им легче отказаться от всего, что признано мирским. А как наука смотрит на духовные изменения, которые происходят во время поста? Пост ? всегда испытание с точки зрения психологии. Не зря говорят: ?держать пост?. Ограничения, в частности в питании, способствуют тому, чтобы человек, преодолевая чувство голода, лучше владел своей психикой и интеллектом. Однако, время поста ? не столько для диет, сколько для молитв, работы над собой. Поэтому, согласно церковным правилам, от пищевых ограничений освобождаются все, кому эти ограничения могут повредить. Другой вопрос ? состояние человека, переживающего длительное голодание Люди, которые добровольно переживали этот процесс, говорят, что трудно лишь в первые дни. Потом организм перестраивается, и здесь самое страшное ? не слишком ?запоститься?, потому что человек уже и не чувствует потребности в еде, а это может иметь пагубные последствия. Кроме того, в состоянии крайнего самоограничения, аскезы, человек переходит в совершенно иные состояния сознания. Все, кто проходил через суровое голодание, неоднократно описывали возникающее чувство легкости, почти полета. Появляется другой взгляд, человек становится действительно независимым от насущных потребностей и, таким образом, даже в собственных глазах приобретает духовную силу. Индивид, обладающий такой независимостью, новой духовностью, всегда, во всех культурах, считается более чистым, сильным, приближенным к богу. Конечно, цель каждого поста ? приближение к богу, и не важно, в какой системе это происходит: христианской, мусульманской или языческой. Источник: polit.ru |
|
|||||||||||||||||||||
Наш адрес: г. Владимир, ул. Добросельская, д.197 тел: 8(4922)37-32-49 8-9206-23-77-49 8906-560-6110, e-mail:info{dog}altmedical.ru |