Стволовые клетки от умерших эмбрионов

Клонологам, похоже, удалось обойти принципиальный запрет на клонирование человека. Они смогли получить стволовые клетки от умерших эмбрионов, лишив сторонника запрета главного аргумента ? что клонирование убивает жизнь зародыша. И, хотя у нового метода тоже появились противники, возможно, он вскоре станет основным, пишет gazeta.ru.

Клонологам из университета в городе Ньюкасл удалось оживить стволовые клетки эмбриона, умершего своей смертью.

Как сообщают авторы на страницах журнала Stem Cells, им удалось оживить стволовые клетки эмбриона, который прекратил свое развитие на 6?7-й день после оплодотворения.

Человеческий организм начинает развиваться из одной оплодотворенной клетки, называемой зиготой. После того как зигота начнет делиться, клетки некоторое время сохраняют способность развиваться в ткань любого типа. Они называются эмбриональными стволовыми клетками. В конце 1990-х годов ученые научились выделять их и сколь угодно долго размножать в неоформленном состоянии. Это достижение открывает поразительные перспективы перед человечеством, так как делает возможным получение любых клеток, а теперь уже и органов.

Основных способов получения универсальных стволовых клеток три: выделение и размножение собственных стволовых клеток человека (методом искусственного оплодотворения), извлечение стволовых клеток пуповинной крови и использование абортивных материалов.

Открытие группы во главе с Миодрагом Стойковичем может помочь ученым из 28 стран мира, в которых закон запрещает использование стволовых клеток.

Ведь любое исследование на данную тему разрушает биологическое существо с потенциалом для человеческой жизни, так как любая стволовая клетка теоретически может развиться в человека. А значит, на исследования человеческих стволовых клеток распространяет свое действие закон о запрете клонирования.

До сих пор основным источником эмбриональных стволовых клеток служили зародыши, полученные путем искусственного оплодотворения. ?Меньше половины оплодотворенных клеток не развивается до стадии бластомера, из которого можно получать стволовые клетки. ? сказал Миодраг Стойкович. ? Существует множество различных причин, почему они не выживают?.
Стойкович использовал 161 донорский эмбрион для своих исследований. Эмбрионы были получены из двух различных клиник, занимающихся исследованиями искусственного оплодотворения. 19 из этих эмбрионов еще развивались, 119 прекратили развитие на 3?5-й день после оплодотворения и 13 прекратили развитие на 6?7-й день после оплодотворения.

Отделенные эмбрионы наблюдались в течение двух дней, чтобы убедиться, что по всем стандартным критериям они мертвы.

Через два дня группа Стойковича выделила небольшое количество живых стволовых клеток из эмбрионов, которые прекратили свое развитие на 6?7-й день после оплодотворения. Они сравнили выделенные клетки, названные бластомерами, с клетками еще развивающихся эмбрионов и не обнаружили различий. Однако исследователи не добились того же успеха с эмбрионами, прекратившими свое развитие раньше.

?Наличие даже небольшого количества бластомеров ? это уже шаг вперед! ? сказал Стойкович. ? Эффективность процесса в данный момент очень низкая, но наша группа постарается улучшить это в будущем?. Говоря о маленькой доле получившихся бластомеров, Стойкович обратил особое внимание на сложность процесса: ?Нам еще нужно попробовать множество способов, чтобы добиться хороших результатов в выращивании бластомеров. Необходимо пробовать варьировать условия содержания эмбрионов и подбор специфических условий для выращивания?.

Тем не менее многие клонологи взбудоражены открытием Стойковича. ?Больше не существует полной смерти эмбриона! ? сказал Ганс Шёлер из Института молекулярной медицины в Мюнстере, Германия. ? Если все это верно, я считаю дальнейшие нападения на стволовые клетки неэтичными?.

Шелер подвергся критике со стороны Роберта Ланца и его коллег из Передового института клеточных технологий, расположенного в городе Вустер (штат Массачусетс, США). В своей статье Ланц рассматривает идею, что человеческие стволовые клетки могут быть получены без убиения эмбрионов. Теоретический метод, которому следует Ланц, основан на получении стволовых клеток из эмбриона, продолжающего свое развитие в здорового ребенка.

Впрочем, у этой теории тоже есть противники ? ведь никому не известно, во что разовьется эмбрион, лишенный части клеток на ранней стадии развития. И именно они и настояли на полном запрете клонирования в 28 странах. Так что метод Стойковича, возможно, действительно станет оптимальным выходом из ?клонированного? тупика.