Двое больных избавились от рака кожи благодаря генной терапии.

С помощью генетически модифицированных клеток ученые сумели полностью излечить от рака двух человек. Оба пациента страдали раком кожи, однако новая методика лечения может быть эффективна и при других видах этой болезни.

Недостоверные сообщения о достижениях в области борьбы с раком появляются в прессе достаточно часто. Но опубликованный журналом Science отчет об исследовании, проведенном группой ученых из американского Национального института рака (Бетесда, штат Мэриленд), документально доказывает, что эта болезнь поддается генной терапии даже в том случае, если опухолевые клетки распространились по всему организму больного.

В 1999 году врачи диагностировали у 53-летнего начальника почты в городке Лейк-Миллс (штат Висконсин) Марка Оригера меланому - рак кожи. В Великобритании такой диагноз каждый год ставится примерно 8 тысячам человек.

Жена Марка, медсестра, заметила, что родинка у него на спине очень похожа на меланому, показанную в телевизионной программе. Дерматолог сомнительную родинку удалил. Когда последующие анализы по подозрению на меланому оказались положительными, врач удалил и окружавшие родинку участки кожной ткани. Однако в 2002 году на прежнем месте появилось новообразование, и тесты показали, что в нем присутствуют клетки меланомы.

Оригер перепробовал все традиционные лекарственные препараты, в том числе интерферон, интерлейкин-2, вакцину против меланомы. Хирургическое вмешательство и химиотерапия не помогали. ?Мы жили как будто на эмоциональных качелях. С надеждой начинали каждый курс лечения, а по его окончании у меня вновь наступал рецидив?, - рассказывает Марк.

Рак развивался лавинообразно. Скоро злокачественная опухоль поразила левый подмышечный лимфатический узел, а в июне 2004 года атаковала печень Оригера.

В декабре того же года он попал на прием к профессору Стивену Розенбергу, руководителю отдела хирургии в Национальном институте рака. Профессор был тем самым врачом, который в 1985 году объявил Америке, что президент Рональд Рейган болен раком.

Розенберг занимался исследованиями в области иммунотерапии, мобилизующей защитные силы организма на борьбу с раком, с 1969 года. Тогда все началось с уникальной истории болезни пациента, пришедшего на консультацию по поводу резекции желчного пузыря. Более десяти лет назад этому больному, несшему службу в армии, поставили диагноз "рак желудка" и отправили домой - умирать. Однако вскоре раковая опухоль уменьшилась, а затем и исчезла. ?Этот случай натолкнул меня на мысль, что организм пациента отреагировал на угрозу, включив неизученные на тот момент защитные механизмы, - сказал профессор Розенберг корреспонденту The Daily Telegraph. - Подобная спонтанная ремиссия регистрируется в медицинской практике крайне редко?.

Ученый пояснил, что иммунная система надежно защищает организм от бактерий и вирусов, но очень вяло реагирует на рак, потому что не всегда способна отличить раковые клетки от здоровых.

Чтобы усилить иммунную реакцию на вторжение раковых клеток, Розенберг выделял из крови пациентов с развитой формой меланомы белые тельца - Т-лимфоциты, ответственные за уничтожение раковых опухолей. Эти клетки размножали в лабораторных условиях и вводили обратно в организм, предварительно уничтожив все содержащиеся в нем Т-лимфоциты с помощью химиотерапии. Метод считался довольно эффективным, поскольку способствовал уменьшению злокачественных опухолей у половины пациентов.

Теперь, в результате десятилетних исследований, Розенберг обогатил иммунотерапию еще и генетической модификацией Т-лимфоцитов, в сто раз усиливающей их противораковые свойства. По словам профессора, разработанная им методика генной терапии ?не похожа на химио- или лучевую терапию, при которых противодействие раковым клеткам прекращается, как только заканчивается курс лечения?.

?Мы вводим пациентам живые, пагубные для опухоли клетки, которые продолжают размножаться и функционировать в организме?, - сказал Розенберг.

Марк Оригер согласился попробовать на себе новый метод лечения. Врачи генетически модифицировали Т-лимфоциты больного таким образом, чтобы те могли распознавать и атаковать раковые клетки. Для этого из крови Марка выделили Т-лимфоциты и внедрили в них ретровирусный вектор, прививший лимфоцитам новый ген, который вынуждает белые кровяные тельца вырабатывать специфические протеины. Эти протеины и позволяют модифицированным Т-лимфоцитам распознавать и разрушать раковые клетки.

Отца троих детей Марка Оригера выписали из клиники в конце декабря 2004 года, и максимум, на что он тогда надеялся, это дожить до свадьбы своей старшей дочери.

Химиотерапия, к которой врачи прибегли, чтобы освободить в крови Марка жизненное пространство для миллиардов генетически модифицированных Т-лимфоцитов, оставила у пациента ощущение слабости, однако он быстро пришел в норму.

В январе 2005 года сканирование показало, что раковые опухоли у Оригера уменьшились вдвое. В сентябре того же года состоялась свадьба его дочери Кэти, и он уже чувствовал себя настолько хорошо, что смог присутствовать на церемонии. ?Кэти хотела, чтобы я лично отвел ее под венец?, - говорит Марк. К тому моменту врачи обнаруживали у него лишь небольшую опухоль печени, которую удалили хирургическим путем в октябре 2005 года. Анализ опухоли показал, что раковые клетки в ней все-таки присутствуют.

На прошлой неделе Оригер подвергся очередному сканированию, и выяснилось, что раковых клеток в его организме больше нет. ?Я полностью избавился от рака. Это потрясающе?, - сказал Оригер.

Тем не менее он продолжит наблюдаться у Стивена Розенберга и будет регулярно приезжать на сканирование в Бетесду. ?Естественно, я чувствую, что в огромном долгу перед профессором Розенбергом, - заявил он. - Понимаю, как мне повезло. Не каждому выпадает такой шанс?.

Марк добавил, что, несмотря на обстоятельства, ?старается вести обычную жизнь?. ?Каждый новый день для меня - праздник, потому что я осознаю, что его могло и не быть?, - признается Оригер.

Генетически модифицированные Т-лимфоциты помогли не только Марку Оригеру, но и 39-летнему Томасу М. (его фамилию не называют). Их лечащий врач профессор Розенберг утверждает: ?Сегодня, через полтора года после предыдущего сканирования, оба пациента по-прежнему здоровы?.

То же лечение получили еще 17 человек с развитой меланомой. У них опухоли заметно уменьшились, однако не исчезли полностью. Несмотря на это, ученые считают, что сумеют улучшить достигнутый результат и разработать специальные методы генной терапии для борьбы с другими видами рака - в частности рака груди, толстой кишки и легких.

Директор Национального института рака Джон Нидерхубер заявил: ?Мы все воодушевлены этим успехом. Он позволяет надеяться, что генная терапия может быть эффективна и при лечении других типов рака, и решение этой задачи - дело ближайшего будущего?. Сообщает gzt.ru.