Генетики уничтожили половое равенство

В организме мужчины и женщины даже одинаковые гены работают по-разному. Последние исследования подтвердили теорию, что война полов берет начало в человеческих генах. А половые различия куда глубже, чем считалось до сих пор.

Ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) во главе с Ся Ян установили, что тысячи идентичных генов в одинаковых органах мужчин и женщин ведут себя по-разному. Изданное в августовском выпуске журнала Genome Research исследование объясняет, почему одна и та же болезнь часто развивается неодинаково у мужчин и женщин и почему они по-разному реагируют на лечение, пишет gazeta.ru.

Генетики сосредоточились на экспрессии генов. Они обследовали более 23 000 генов в мозге, печени, жире и мышечной ткани мышей, чтобы вычленить генетические ключи таких болезней, как диабет, атеросклероз, ожирение и психические расстройства. Каждый из исследованных генов функционировал и в мужском, и в женском организмах.

Полученные результаты сильно удивили ученых: существовала прямая корреляция между половой принадлежностью и уровнем экспрессии того или иного гена.

Слабее всего различия выражены в тканях мозга ? они измерялись здесь сотнями, а не тысячами, как в других органах. В целом заметные расхождения были зафиксированы более чем в половине типов экспрессии генов самцов и самок, причем многие из этих генов связывают с развитием серьезных заболеваний.

У людей и мышей совпадает 99% генов. Поэтому, по оценкам исследователей, выводы, по всей вероятности, можно распространить и на человечество.

Открытие имеет не только фундаментальное, но и практическое значение, поскольку позволяет разработать новые и более эффективные, обусловленные половой принадлежностью пациента методики лечения самых разных заболеваний и специальные мужские и женские версии лекарств.

Сотрудники UCLA впервые обнаружили половые различия в экспрессии генов жировых и мышечных тканей и заметно расширили спектр зависящих от пола генов в печени и мозге. В ходе предыдущих исследований было идентифицировано около 1000 таких генов для печени и 60 ? для мозга. Калифорнийцы аналогичных генов выявили почти в десять раз больше.

По словам Ся Ян, исследователям удалось обнаружить ?генетическое неравенство, которое может объяснить, чем отличаются мужчины от женщин в терминологии риска развития болезни, нормы и степени тяжести?. А соавтор открытия Томас Дрейк добавил: ?Никто не ожидал, что генетический гендерный разрыв окажется столь велик?.

?Мужчины и женщины несут одинаковый генетический код, но, судя по полученным нами данным, пол регулирует, насколько быстро тело сможет преобразовать ДНК в белки, и соответственно, как будет развиваться болезнь?, ? поясняет Ся Ян.

?На генетическом уровне два пола отличаются только половыми хромосомами, ? констатирует Дрейк. ? В человеческий геном входит более 30 000 генов, и хромосомы X и Y составляют менее 2% от них. Но если рассматривать экспрессию генов, то отличаться будет уже половина генов, и разница будет связана уже не с репродуктивной системой?.

Правда, определить, какой пол лучше приспособлен противостоять конкретным заболеваниям, генетики пока не в состоянии. По их словам, это зависит от слишком многих факторов и требует дополнительных исследований.