У авиапилотов имеется повышенный риск развития катаракты.

Согласно исследованиям, проведённым исландскими учёными, пилоты самолётов находятся в зоне повышенного риска в плане развития ядерной катаракты в связи с большей экспозицией космической радиации. По результатам исследования, опубликованного в журнале "Archives of Ophthalmology" в 2005 году, риск развития катаракты у этой группы населения в три раза превышает таковой у остальной части популяции.

В исследовании приняли участие 79 мужчин ? пилотов коммерческих авиалиний, а также 366 человек, никогда не работавших пилотами. Возраст исследуемых составил от 50 лет и старше. Все они прошли обследование глаз, а также тестирование на предмет наличия различных хронических заболеваний, факта приёма каких-либо медикаментов, пристрастия к курению и приёму солнечных ванн. Кроме того, учитывались такие нюансы, как общее количество часов, проведённых в воздухе, тип воздушного судна, расписание полётов. С помощью специального программного обеспечения проводился расчёт средней дозы радиации.
В среднем, у 71 человека из всех исследуемых обнаружена ядерная катаракта. Из них 15 человек были авиапилотами. Ядерные катаракты как правило являются следствием нарушения кислородного обмена. Возможно, хроническое воздействие радиации приводит к сбою кислородного обмена. При хроническом воздействии радиации также происходит освобождение свободных радикалов, повреждающих волокна хрусталика.

Проводившиеся ранее исследования также подтверждают связь между развитием заднекапсулярной катаракты и воздействием радиации (рентгеновское и другие виды излучений). Исследование, проведённое НАСА, показало, что астронавты, проводившие много времени в открытом космосе, имели самый большой риск развития катаракты. Космическая радиация, воздействию которой подвержены пилоты, на 50% состоит из нейтронов. Это особый вид радиации, который не применяется в диагностике, лечении, а также не входит в состав излучения атомных электростанций. Пилоты не могут защитить себя от воздействия космической радиации, поэтому им следует свести к минимуму другие известные факторы, способствующие развитию катаракты, например, курение, а также использовать хорошие солнцезащитные очки для защиты от ультрафиолетового излучения.

НАСА совместно с Национальным институтом Глаза в настоящее время работают над методами, позволяющими диагносцировать катаракту задолго до появления её симптомов. Прототип такого диагностического прибора уже апробирован на 250 пациентах, а результаты будут опубликованы в будущем году.