содержание | >>>> О КЛИНИКЕ | СТАТЬИ | ||||||||||||||||||||
Объем фармацевтического рынка в 2003 г. увеличился до $5,5 млрдНесмотря на снижение доли государственного финансирования и колебания валютных курсов, для российского фармацевтического рынка прошлый год оказался вполне удачным - его объем увеличился в среднем на 15-20% и достиг отметки в $5.5 млрд. Эксперты полагают, что такими же темпами рынок будет расти и дальше. Сейчас основу производства и продаж по-прежнему составляют дженерики (копии оригинальных марочных продуктов), но и реализация новых дорогих препаратов также постепенно растет.Фармрынок последовательно увеличивается в объемах в течение последних трех лет. В 2001 году его объем составлял $4.2 млрд., сейчас - уже $5.5 млрд., а к 2007 году, по прогнозам центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", емкость рынка составит уже $7.2 млрд. Прошлый год аналитики признают успешным: рост в потребительских ценах составил 13%, в ценах дистрибьюторов - 15%, а в ценах производителей - 12%. Российские показатели самые впечатляющие на всем постсоветском пространстве. Только украинские фармацевты сумели в прошлом году перешагнуть рубеж в $1 млрд., у остальных стран СНГ объемы продажи лекарств значительно ниже. Ситуацию на российском фармрынке аналитики считают достаточно стабильной и говорят о качественном скачке, который произошел благодаря консолидации его участников. Правда, Сирма Готовац, генеральный директор маркетинговой компании RMBC, отмечает, что причиной прошлогоднего роста в некоторой мере стало падение курса доллара. "При пересчете данных происходит искусственное завышение цен, не связанное с фактическим ростом объемов рынка. Таким образом, возникает некая переоценка существующих темпов роста", - объясняет она. Надо отметить, что валютные колебания отразились не только на розничных ценах: в конце 2003 года импортеры ввезли огромное количество европейской продукции, улучшив тем самым свои показатели. Николай Демидов, исполнительный директор "Фармэксперта", считает главной тенденцией рост общего объема инновационных препаратов, который в 2003 году составил 11%. По его словам, Россия пока продолжает оставаться страной дженериков и традиционных препаратов отечественного производства, но прогресс в этой области уже наметился. Кроме того, в общем объеме продаж у нас растет число брендированных дженериков, что также говорит и о стремлении покупателей приобретать более эффективные препараты, и о желании производителей выпускать качественную продукцию, соответствующую международным нормам. Российским производителям сейчас нелегко выдерживать конкуренцию с иностранными коллегами: благодаря агрессивной рекламе импортные препараты воспринимаются потребителями как наиболее эффективные и качественные. "Фармацевтический рынок растет благодаря появлению новых продуктов. Старые препараты сегодня активно заменяются на новые, современные и соответственно более дорогие. Влияние этого процесса на рост показателей производственного сектора будет возрастать и дальше, особенно если учесть, что к 2005 году все предприятия отрасли должны будут перейти на международный стандарт GMP", - считает Михаил Некрасов, генеральный директор фармацевтического объединения "Макиз-Фарма". Кстати, переход на новые стандарты аналитики считают основной проблемой этого года. Сейчас соответствием GMP могут похвастать не более 10% наших заводов, а сертификаты получили вообще единицы. Обновление оборудования в среднем, по экспертным оценкам, обходится производителю в $20-100 млн., и позволить это себе могут только довольно крупные и хорошо развивающиеся компании. Если сроки повсеместного введения стандартов не будут перенесены, количество предприятий отрасли через год заметно сократится. Дистрибьюторский и розничный сектора фармрынка таких проблем не испытывают, поэтому и развиваются более стабильно. Именно здесь происходят наиболее интересные процессы и именно сюда идет основной приток инвестиций. В 2002 году активно объединялись дистрибьюторы, в 2003-м произошла концентрация в аптечном секторе. Эти процессы будет продолжаться и в этом году. Конкуренция в фармацевтической рознице очень большая, тем более что на частное потребление лекарств у нас приходится 67% в общей структуре потребления медикаментов. Доля государственного финансирования лекарственного обеспечения за счет бюджетов обязательного медицинского страхования в прошлом году сократилась на 2% (с 33% в 2002 году до 31% в 2003 году). Но рынок этого практически не заметил. "Рынок растет прежде всего благодаря росту внутреннего спроса, который, в свою очередь, обусловлен ростом доходов населения. Поэтому увеличение его объема отражает развитие всей экономики страны", - говорит Настасья Иванова, генеральный директор "Национальной дистрибьюторской компании". Если российские макроэкономические показатели останутся на том же уровне, то фармрынок и в этом году вырастет примерно на 15-20%. Россияне предпочитают отечественные лекарства ROMIR провел в 2003 году исследование российского фармацевтического рынка. На вопрос, какие лекарственные средства предпочитают россияне, ответами были следующие: отечественные - 44%; не важно, какие - 42%; импортные - 13% всех ответивших респондентов. На вопрос, доверяют ли россияне рекламе лекарств, ответы распределились следующим образом: не доверяют - 61%; изредка ориентируются на рекламу - 27%; в основном доверяют рекламе - 10% всех ответивших респондентов. |
|
|||||||||||||||||||||
Наш адрес: г. Владимир, ул. Добросельская, д.197 тел: 8(4922)37-32-49 8-9206-23-77-49 8906-560-6110, e-mail:info{dog}altmedical.ru |