содержание | >>>> О КЛИНИКЕ | СТАТЬИ | ||||||||||||||||||||
Кровавые компьютерные игры развивают жестокость.Человеческий мозг реагирует на сцены жестокости и насилия быстрым всплеском электрической активности. У людей, много и часто играющих в кровавые компьютерные игры-?стрелялки?, реакция мозга на жестокость оказалась резко пониженной.Психологи давно подметили, что заядлые игроки во всевозможные ?стрелялки? и ?мочиловки? ? компьютерные игры, требующие от игрока агрессивного и жестокого поведения в виртуальном мире, ? обычно и в жизни более жестоки. Они чаще совершают преступления и менее склонны помогать ближним или проявлять сострадание. Правда, остается невыясненным вопрос о том, где тут причина, а где следствие. Может быть, жестокие игры действительно портят характер, но возможно и другое объяснение, состоящее в том, что людям, жестоким от природы, такие игры просто доставляют больше удовольствия, потому-то они в них и играют. Очень сложно поставить эксперимент, который бы однозначно подтвердил или опроверг гипотезу о влиянии агрессивных игр на характер. Не удалось пока это сделать и Брюсу Бартолоу (Bruce Bartholow) и его коллегам из Университета Миссури в Колумбии (США). Однако факты, полученные учеными, по их мнению, являются весомым свидетельством в пользу данной гипотезы. Психологи исследовали 39 игроков в ?стрелялки?. Перед началом эксперимента испытуемые заполнили анкеты, в которых указали, как часто они играют в кровавые видеоигры. Затем испытуемым показывали картинки с изображением различных жестоких и неприятных сцен, одновременно снимая электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Когда человек видит или слышит что-то необычное, страшное или волнующее ? одним словом, что-то, привлекающее повышенное внимание, ? на ЭЭГ возникает характерный всплеск (резкий подъем и спад электрического потенциала), получивший условное название ?реакция P300?. Это происходит через 250-500 миллисекунд после демонстрации возбудителя, причем по времени ?задержки?, а также по амплитуде колебания можно судить о том, насколько сильно нас взволновало увиденное. На этом эффекте основаны некоторые методы криминалистики. Например, если мозг подозреваемого в убийстве выдаст реакцию P300 при виде орудия преступления, это с большой вероятностью говорит о том, что орудие ему знакомо. Правда, было показано, что после специальной тренировки можно научиться легко обманывать подобные детекторы. Бартолоу и его коллеги обнаружили, что у самых заядлых игроков в кровавые игры реакция P300, возникающая в ответ на демонстрацию картинок со сценами насилия и жестокости, значительно меньше по амплитуде и наступает с большой задержкой по сравнению с теми, кто играет в подобные игры редко или вовсе не играет. При этом реакция на другие картинки с неприятным содержанием (больные дети, мертвые животные) осталась в пределах нормы. Этого можно было ожидать. Агрессивные видеоигры и раньше использовались для психологической подготовки солдат к боевым действиям: было известно, что они снижают чувствительность к жестоким сценам. Но в ходе исследования вскрылись новые пугающие закономерности. Так, испытуемым предлагалось в ходе компьютерной игры выбрать наказание для поверженного противника. Лица с ослабленной реакцией P300 обычно выбирали наиболее жестокое. Исследователи применили стандартные тесты для определения уровня врожденной агрессивности и показали, что даже с поправкой на природные свойства личности эффект долгого опыта жестоких компьютерных игр весьма значителен. Этот ключевой момент в исследовании, к сожалению, пока невозможно внятно прокомментировать (например, не совсем ясно, каким образом тесты могут провести грань между врожденной и приобретенной жестокостью), поскольку научная статья с подробным изложением полученных результатов будет опубликована в Journal of Experimental Social Psychology лишь в начале 2006 года, а пока можно ориентироваться только на сообщения новостных агентств. Что ж, в этом главная слабость жанра ?научных новостей?: к тому моменту, когда все вопросы снимаются, новость уже давно перестает быть новостью. Но имеющейся информации, по-видимому, уже достаточно, чтобы при виде ребенка, увлеченно ?мочащего? виртуальных врагов, у родителей возникала реакция P300. Сильная и быстрая. Если, конечно, они хотят воспитать своих детей не только хорошими солдатами. |
|
|||||||||||||||||||||
Наш адрес: г. Владимир, ул. Добросельская, д.197 тел: 8(4922)37-32-49 8-9206-23-77-49 8906-560-6110, e-mail:info{dog}altmedical.ru |