Ученые выдвинули новые обвинения в адрес незащищенного секса

Обычная, ничем не инфицированная сперма сама по себе может стать причиной рака матки. Содержащиеся в семени ферменты активируют в организме женщины вместе с процессом зарождения жизни и несколько «побочных» генов. Возможно, что от подобной активации страдают и сами мужчины - эту версию ещё предстоит проверить.

Как оказалось, презервативы порой спасают не только от нежелательной беременности и венерических заболеваний, но и, возможно, от рака.

Сотрудники эдинбургского отделения репродукции человека при британском Совете по исследованиям репродукции человека (Medical Research Council's Human Reproductive Sciences Unit) во главе с Генри Джаббуром (Jabbour), работая совместно с южноафриканскими учеными из Кейптаунского университета, обнаружили, что содержащиеся в семенной жидкости гормоноподобные вещества способствуют возникновению новообразований.

Простагландины – так называются эти вещества – присутствуют в любом организме, вырабатываются практически во всех тканях и органах. Простагландины помогают регулировать работу иммунной системы и рост клеток. Как выяснили медики, большие дозы таких гормонов усиливают рост кровеносных сосудов, а злокачественные клетки в матке и шейке матки, в свою очередь, обладают высоким уровнем рецепторов, воспринимающих простагландины.

Такая комбинация может оказаться роковой для женщин из группы риска или той, у кого уже имеется предраковое состояние. Поэтому авторы исследования настоятельно рекомендуют женщинам, страдающим любым видом рака, просить половых партнеров использовать презерватив.

Концентрация простагландинов в семенной жидкости в 1000 раз больше, чем в женских репродуктивных органах. Их роль в женщине состоит в том, чтобы контролировать рост клеток и выравнивать стенки матки, чтобы они оставались одинаковой толщины в течение ежемесячного менструального цикла. В ходе исследования, отчеты о котором опубликованы в журналах Endocrinology и Human Reproduction, ученые решили посмотреть, чем такое принесенное спермой гормональное наводнение грозит женскому организму.

Фактически первые тревожные звоночки прозвучали еще в 2004 году, когда команда Джаббура заметила, что уровень рецепторов простагландина в клетках рака матки и шейки матки зачастую оказывается увеличенным.

В лабораторных экспериментах ученые подвергли раковую ткань воздействию простагландина. В культуре стандартных раковых клеток довели уровень рецепторов простагландина до величин, зафиксированных в злокачественных новообразованиях шейки матки, и добавили семенную жидкость. Как и ожидалось, простагландин активизировал в раковых клетках гены, ответственные за рост сосудов. В организме пациентов последствием стал бы выросший размер опухоли. То же самое произошло и с клетками, забранными у женщин с диагнозом «рак матки». По словам Джаббура, есть и «обратная связь» – если ферменты в женских половых клетках активируют гены, ответственные за производство простагландинов, то скорость производства последних увеличивается.

Пока исследователи не знают, существует ли связь уровня простагландинов с раком яичек, но обещают вскоре выяснить.

Несколько ранее учёные обнаружили в семенной жидкости ещё один класс необычных веществ, чем-то напоминающих женские половые гормоны. Находка наводила на мысль, что сперма принимает самостоятельные решения и в какой-то момент фактически думает и за мужчину, и за женщину, чей организм, возможно, умеет обманывать.