Гены, которые обеспечили выживание людей

Кластер генов, которые обеспечили выживание людей в Европе в период сильнейшей эпидемии около 3 тыс лет назад, в организме современного человека способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и повышенного давления. К такому выводу пришли специалисты из Института сердца при Оттавском университете, которые вместе со специалистами из 43 других университетов и госпиталей изучали последствия чудовищной по масштабам эпидемии, разразившейся около 3400 лет назад.

В ходе исследования, результаты которого опубликованы в журнале "Нейчур генетикс", рассматривались те гены, которые влияют на состояние красных и белых кровяных телец и уровень гемоглобина. Ученые обнаружили, что в организме практически каждого второго европеоида присутствует особый кластер генов, причем иногда в двух модификациях, а у азиатов и выходцев из Африки его нет и это указывает на то, что их предки не подвергались воздействию инфекции, опустошившей Европу.

"В тот период - 3400 лет назад - произошло нечто катастрофическое и инфекция уничтожила до 90 проц людей, - считает генетик и микробиолог из Института сердца Алекс Стюарт. - Это могла быть любая инфекция, возможно, нечто похожее на вирус "Эбола". У тех людей, которые смогли тогда уцелеть, а также у их потомков была сопротивляемость к этой инфекции".

Однако, добавил канадский исследователь, "в природе ничего не дается бесплатно: 3400 лет спустя мы, возможно, не подвержены влиянию того патогена, однако защитившие тогда людей гены сохранились в организме и теперь их присутствие сказывается на масштабах сердечно-сосудистых заболеваний". По его оценкам, негативные последствия этого генного кластера сказываются на здоровье людей в возрасте 50-60 лет. Однако если в будущем удастся раскрыть механизм действия этих генов - в человеческой ДНК насчитывается 22 таких участка - то, возможно, удастся найти метод борьбы сразу и с сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенным давлением и диабетом первого типа.