Результат потребления энергетических напитков не всегда соответствует рекламе производителей
Напитки для "быстрого восстановления сил" в кризис продаются даже лучше, чем раньше. Однако результат их потребления не всегда соответствует рекламе производителей.
По данным газеты, за год в Великобритании было продано 484 млн литров "энергетиков", то есть примерно по 8 литров на каждого британца, включая младенцев и граждан, которые заведомо не являются их потребителями, пишет британская газета Independent. Издание приводит слова специалиста из компании по маркетинговым исследованиям Mintel Джонни Форсита, который подтверждает, что спрос на спортивные и энергетические напитки продолжает расти. Сказывается агрессивная рекламная политика: помимо традиционных объявлений производители активно спонсируют различные спортивные соревнования, музыкальные фестивали и даже фильмы, ориентируясь прежде всего на молодых людей. Между тем среди медиков и в околомедицинских кругах периодически возникают споры о влиянии подобных напитков на организм человека.
Полезная энергия Большинство энергетических коктейлей – это, по сути, газированная вода с добавками сахаров, кофеина и различных растительных веществ. По замыслу производителя такая смесь за счет различных факторов должна обеспечивать дополнительный прилив сил.
И организм действительно получает необходимую энергию в виде глюкозы, содержащейся в сахарах и не требующей, в отличие от белков, крахмала или жиров, длительного переваривания. Энергетическая ценность "энергетиков" в пересчете на килокалории сопоставима с калорийностью молока, но в сравнении с ним углеводы, содержащиеся в энергетических коктейлях, быстрее усваиваются.
В коктейли, кроме того, добавляют кофеин или содержащий его же наряду с рядом других веществ экстракт тропического растения гуараны. Молекулы кофеина взаимодействуют с нервными клетками и уменьшают процессы их торможения, оказывая тем самым стимулирующее действие. Кроме сахаров и стимуляторов в напитки добавляют витамины, вкусовые добавки и растительные экстракты, например женьшеня или мате. Мате в свою очередь также содержит кофеин, но уже не в чистом виде, а в смеси с другими веществами, среди которых есть микроэлементы и витамины.
Вредоносные эффекты Некоторые недостатки коктейлей – вполне закономерное продолжение их достоинств. Например, стимулятор кофеин при передозировке попросту опасен. Во Франции был даже запрещен популярный коктейль Red Bull, после того как во время игры умер 17-летний баскетболист. Как показало расследование, перед игрой юноша выпил четыре банки напитка, получив опасную для сердца дозу кофеина. В Норвегии и Дании Red Bull также вне закона именно в связи с возможностью потенциальной передозировки.
Даже если употреблять "энергетики" по инструкции производителя – не больше банки в сутки, проблемы все равно возможны. Так, издание Independent со ссылкой на независимую ассоциацию автомобилистов IAM рассказывает, что примерно через час после выпитой банки действие тонизирующего напитка заканчивается, и у водителей, находящихся за рулем, скорость реакции ухудшается, что таит уже смертельную опасность.
За год только в Великобритании погибает приблизительно 300 заснувших за рулем водителей. Так что рассчитывать на бодрящий эффект напитков опасно для жизни.
Журнал The Journal of American College Health также внес свою лепту в обсуждение "энергетиков". Ученые из Университета Буффало (США) подтвердили опасения педагогов, утверждающих, что употребление энергетических напитков снижает успеваемость школьников и формирует у них асоциальное поведение, и сообщили, что тяга к энергетическим напиткам коррелирует с агрессивностью, асоциальным поведением и незащищенным сексом.
По идее, ответственность за употребление "энергетиков" должны разделить и компании, организующие рекламу напитков. Так, коктейль Simply Cocaine вызвал протест у борющихся с наркотиками организаций как "провоцирующий потребление наркотиков". Производители же ответили на эту претензию воззванием к чувству юмора.
Кстати, это далеко не первое "наркотическое" название продукта. Например, духи "Опиум" появились еще в 1977 году. Тогда реклама духов тоже вызвала протесты, но не из-за темы опиума, а из-за откровенной позы модели на рекламной фотографии.
Словно в пику "энергетикам" некоторые компании начали производство, казалось бы, парадоксальных продуктов – антиэнергетических и обладающих расслабляющим эффектом напитков с валерианой, лимоном и ромашкой. Причем название одного из таких напитков как будто специально подобрано в пику Red Bull ("красному быку") – Slow Cow ("медленная корова").
|