Одна из разновидностей лейкоцитов является главным орудием противораковой защиты

В медицинском центре Северокаролинского университета вскоре начнутся клинические испытания экспериментального способа борьбы с онкологическими заболеваниями, основанного на использовании специфической популяции клеток, выделенных из донорской крови.

В основе этой техники лежит открытие девятилетней давности. В 1999 году профессору Жен Куи и сотрудникам его лаборатории посчастливилось обнаружить самца мыши, иммунная система которого очень хорошо справлялась с любыми злокачественными новообразованиями. Ученые вывели целую колонию его потомков и занялись исследованием работы их иммунной системы.

Эти эксперименты показали, что главным орудием противораковой защиты у этих животных были гранулоциты, одна из разновидностей лейкоцитов, белых кровяных клеток. Родоначальник колонии оказался носителем доминантной генной мутации, которая превратила его гранулоциты в сильнейшее противоопухолевое оружие.

В крови человека гранулоциты составляют основную массу всех лейкоцитов. Давно известно, что они захватывают и переваривают бактерии и другие чужеродные частицы и потому играют важную роль в защите организма от болезнетворных микробов. Поскольку опыты на неподдающихся раку мышах показали, что гранулоциты обладают и противоопухолевым потенциалом, ученые решили посмотреть, нельзя ли их использовать в терапевтических целях. Они выделили гранулоциты из крови этих животных и ввели их в кровоток обычных мышей с метастазированными раковыми опухолями. Таким способом удалось добиться стопроцентного излечения мышей-пациентов.

Получив эти неожиданные результаты, Куи и его коллеги начали поиск подобных клеток в крови человека. Они обнаружили, что кровь некоторых людей действительно содержит антираковые гранулоциты, причем их концентрация сильно падает после пятидесяти лет. Исследователи выделили эти лейкоциты из донорской крови и проверили их действие на культуры клеток злокачественных опухолей молочной железы, простаты и шейки матки. Эти опыты подтвердили, что идентифицированная разновидность человеческих гранулоцитов и в самом деле обладает сильными противоопухолевыми свойствами.

Конечно, результаты этих лабораторных экспериментов еще не дают оснований утверждать, что онкологи вскоре смогут бороться с раком с помощью трансплантированных гранулоцитов. Чтобы оценить перспективы этой методики, нужны развернутые клинические испытания, которые вскоре и начнутся. Их организаторы намерены проверить кровь пятисот здоровых добровольцев и отобрать в качестве доноров людей с максимальным содержанием антираковых лейкоцитов.

Реципиентами этих клеток станут два десятка онкологических больных, которым не помогают стандартные методы лечения. Сначала врачи хотят установить, можно ли вводить пациентам большие количества донорских лейкоцитов, не отягощая их состояние. Если безопасность экспериментальной терапии будет доказана, можно будет расширить испытания, чтобы выяснить, насколько она эффективна против разных видов рака.