А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 

ПСИХОЛОГИЯ ОПОЗНАНИЯ

В ходе опознания в специально регламентиро­ванном процессуальным законом порядке опре­деленное лицо, ранее допрошенное следователем по данным фактам, опознает живого человека, труп, предмет или их фотогра­фическое изображение. За редким исключением, объект, интересующий след­ствие, должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородны­ми объектами в количестве не менее трех. По результатам опознания составляется специальный протокол.

Данная тема мне показалась интересной, поскольку при проведении опознания надо учитывать множество факторов как объективных так и субъективных, именно об этом я и попытаюсь рассказать в своей работе. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПОЗНАНИЯ

С психологической точки зрения опознание представляет собой следст­венное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объек­ты, сопоставляет, сравнивает их с мысленными образами объектов, воспри­нятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии.

Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать) и основной (само опознание). В связи с тем, что пси­хологические закономерности опознания начинают действовать уже на под­готовительной стадии, целесообразно начать рассмотрение именно с нее.

В процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую харак­теристику его состояния в момент восприятия, а также физические особен­ности и признаки воспринятых им объектов. Человек расценивает какие-ли­бо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов со­поставляет их с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сво­дится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, получаемый в результате такого сравнения, сообщается следователю.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объектив­ных и субъективных факторов. К объективным относятся условия, при кото­рых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюде­ния, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опозна­ние, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, воспри­ятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжи­тельного времени уменьшает возможность его последующего опознания, вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка време­ни, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нуж­но вовсе.

В немалой степени психология опознания определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правона­рушителю, психологическим состоянием, в котором он находился. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, растерянность, ненависть и т. п. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий бо­ится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения и, возможно, опасе­ние ошибки при опознании.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определя­ются и особенностями воспринимаемых объектов. Анализ следственной прак­тики показывает, что чаще всего объектом опознания является человек. При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступле­ния, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не все, а лишь от­дельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, чер­ты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает фор­му лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз1.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступ­ника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных признаков оп­ределенного объекта и использование данных признаков для выделения это­го объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательным, его относят к стадии распознавания. Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представлять ин­терес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но не исчерпывает его.

Действие указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит участвовать в опознании с тем, чтобы все нежелательные воздей­ствия указанных факторов были своевременно учтены следователем.

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Восприятие, на основе которого строится в последующем опознание, за­висит от самых различных личностных качеств. Так, возраст потерпевшего, свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недо­статочного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценива­ют неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьша­ют возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми».

Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наиболь­шая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, но­шение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и «молодой», хо­тя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравни­вание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии под­равнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет вос­приниматься значительно моложе своего возраста.

Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.

Описание и оценка признаков другого человека обусловлены и другими индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что лю­ди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей и на­оборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника «высоким», в то время как он был сред­него роста.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и тело­сложения нескольких участников расследуемого события. Если, предполо­жим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней ком­плекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу изве­стного явления контраста.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касает­ся цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлек­ло внимание психологов.

Немаловажное значение при восприятии и опознании предмета имеют воз­раст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путанно, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не раз­бираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстоя­ния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику осо­бенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автома­шины и т. д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и коли­чество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков су­щественное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, психической активности проявляемой при этом. Однако возмож­ность его реализации зависит, кроме того, от типа памяти, времени, прошед­шего с момента восприятия объекта до момента его опознания.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особеннос­ти его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспри­нятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих при­знаков, с которыми связываются другие элементы облика.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей - особенно­сти походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последние годы все большее значение криминалисты и психологи при­дают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных осо­бенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилага­тельных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т. д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос иг­рают роль опознавательного признака, криминалисты активно привлекают психологов, когда другие способы не эффективны и, используя технику, на­ходят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом[1] в известность по­лицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были за­писаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по науч­ной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к следующим выводам: преступнику около 40 лет, что он не принад­лежит к образованным слоям населения и в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную за­пись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь уста­новить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержа­нием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя че­ловека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно ока­зался искомым преступником1.

В изложенном примере внимание обращено на те или иные признаки голо­са и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотека голоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заика­ние, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов, жаргонизмов и т. п.).

При описании не менее сложны жесты, мимика, походка. Отражая мно­гие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоциональ­но-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они вос­принимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Напри­мер, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачи­ванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п.; жестикулируя, человек прижимает руку к груди при завере­ниях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Сле­довательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных вида узна­вания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

Симультантное узнавание - это узнавание сразу, в результате мгновенно­го совпадения образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающе­го и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. Сук­цессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и воспри­нимаемых при опознании.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, вклю­чается сознательное, осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания.

По некоторым данным, при симультантном узнавании даже хорошо знако­мого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по кото­рым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение И.М. Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли2.

Как правило, опознание производится в служебном кабинете, достаточно просторном для размещения всех его участников. В случае, если восприятие события преступления и личности преступника происходило в особых усло­виях, нужно для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство опознаю­щего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и де­тали предъявляемых объектов.

Существенное значение имеет правильный подбор лиц, которые будут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не должны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В.Л. Васильев гово­рит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в гла­за каждому, например, наголо остриженная голова у одного из лиц, предъяв­ленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков на ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КПЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании».

Психологические особенности имеет опознавание трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкие погибшего, поэтому следова­тель должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под воз­действием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия, психофизиологические возможности опознающего, совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологиче­ски подготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх.

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюс­ти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возмож­ность оказания какого-либо психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словес­ная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в процессе оценки. В работе опознания совершенно необходимы психологический навыки, и знания которые были рассмотрены в данной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология, Юриспруденция, М., 2000
  • В.Л. Васильев, Юридическая психология, М., 1991
  • А.Л. Гинзбург Тактика предъявления для опознания, М., 1971
  • М.С, Шехтер, Психологические проблемы узнавания, М., 1967
  • Дело Тильмана // Вопросы психологии. 1963. № 6-7.