ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие личности.
2. Потребности как источник активности личности.
3. Мотивы поведения и деятельности.
4. Проблема активности личности как основной элемент различных психологических теорий.
Почему психология является основным вопросом ?
насущная потребность человека — осознать свою роль в системе мироздания,
требования социальной практики, т.к. различное понимание активности подразумевает
и различные пути управления этой активностью.
Для психологии управления представляет интерес вопрос об источниках активности и о факторах,
влияющих на ее проявление.
Индивид — это единственный представитель какого-то целого биологического рода или социальной
группы. Индивид — продукт биологической эволюции, законы по которым осуществляется
его формирование являются биологическими.
Личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность социально значимых
черт. Социально значимые черты образуются в процессе взаимодействия, прямого
и косвенного, данного лица с другими людьми. Эти взаимодействия делают, в свою
очередь, конкретное лицо субъектом труда, познания и общения.
Таким образом, личность — это продукт социализации индивида. Индивид в процессе
человеческого опыта становится личностью (процесс социализации).
Социализация личности — это освоение определенных культурных ценностей и социальных ролей
в процессе общения с другими людьми. Чем выше дисгармония в развитии биологических
начал, тем сильнее влияние природного на формирование личности.
Понимание личности как социального явления было обосновано еще К. Марксом, который
указывал, что сущность особой личности составляет “не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная
физическая природа, а ее социальные качества”.
Вместе индивид и личность составляют индивидуальность — это то особенное, специфическое, что отличает
одного человека от всех других, включая как природное, так и социальное образование,
т.е. индивидуальность — это биосоциальное единство.
Активность личности проявляется :
- на индивидуальном уровне : активность людей, подвижность детей и не душевнобольных людей.
- на личностном : активность в деятельности — это целостная структурно-оформленная совокупность актов, способов
и средств, которые социально обусловлены.
Источником активности человека являются потребности — это состояние организма, личности,
социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания
условий их существования и развития и выступающие источником различных форм активности.
Потребность испытывается как состояние напряженности, беспокойства, которое требует своего
разрешения. Пока потребность не осознается, развивается активность как динамическая тенденция
или влечение; сразу перестраивается вся система отображения человека, появляется чувствительность
к тем аспектам среды, которые могут стать источником удовлетворения этой
потребности. Вырисовывается тот предмет, который может удовлетворить эту потребность, т.е.
потребность опредмечивается и осознается, и становится мотивом деятельности.
Потребности бывают:
1. По происхождению :
биологические потребности :
- инстинктивные (в дыхании, питании и т.д.),
- социализированные,
социально-обусловленные потребности :
- трудовые,
- познавательные,
- эстетические,
- нравственные,
- правовые,
- общественные.
- потребности цели (квази).
2. По характеру объектов :
Система потребностей иерархически организована. На их основе возникают также психологические
феномены, которые являются источниками активности — это интересы и идеалы среди
предметов и явлений окружающей среды. Есть такие, которые не служат
для поддержания жизни, но приобретают значимость для человека — это интерес, который всегда
направлен на вполне определенные объекты.
Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости
и эмоциональной привлекательности.
В психологии принято выделять интерес как направленность на предмет и склонность как направленность
на определенный вид деятельности.
Активность деятельности побуждается не только потребностями в форме желаний и влечений,
не только интересами и склонностями, но и социально обусловленными образцами поведения — идеалами.
Идеалы формируются под воздействием среды и преломляются в зависимости от личности.
Таким образом, источники активности — это потребности, интересы, идеалы. Уже активность
реализуется в деятельности, в поведенческих актах.
Но деятельность разворачивается на фоне прошлого опыта человека, который формируется
в виде установок. Под установкой понимается состояние человека к определенной активности,
способной удовлетворить ту или иную потребность. Установка может проявляться и на физиологическом
уровне и на психосознательном уровне.
Социальная установка — это субъективная ориентация индивидов как членов группы, общества
на ценности данной культуры. Социальная установка имеет функцию : приспособительную.
Она выполняет самозащитную функцию, оценочную функцию и познавательную.
Выделяют и ориентацию человека — это система установок, в свете которых личность
выбирает ситуацию и соответствующий образ действий. Ориентация направлена на какие-то
социальные ценности, называемых ценностными ориентациями.
Только признаваемые ценности могут лежать в основе управления активностью.
Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных личности в данном обществе,
называется социальным характером.
Существенный отпечаток на реализацию активности личности откладывают представления личности
о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Такое
представление называется самооценкой личности. Она бывает завышенной, заниженной и адекватной,
т.е. соответствующая реальным возможностям. Завышенная самооценка затрудняет общение
с человеком.
Самооценка формируется достаточно рано, и это самое стойкое образование личности.
Изменить самооценку бывает сложно, и эта попытка может закончится психическим
срывом.
На основе самооценки строится определенный уровень притязаний. Под уровнем притязания
понимается уровень тех заданий, к осуществлению которых человек считает себя
готовым.
Психология для анализа различных форм активности применяет анализ образа
жизни человека. Образ жизни — это совокупность разнообразных форм человеческой
активности. Или Образ жизни — это совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических
отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, индивидов
в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах, во взаимных отношениях
людей и личной жизни.
Таким образом, в основе активности личности человека, которая актуализируется
в форме деятельности, лежат потребности, интересы, склонности, идеалы. Поэтому
управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу
его потребностей, или, другими словами, управлять активностью означает организовать
потребностную сферу.
На проявлении активности сказываются социальные установки, ценностные ориентации, социальный
характер личности, и проявляется все это многообразием в образе жизни человека. Только
анализ образа жизни человека может выявить те мотивы, которые
движут активность личности.
Вся система связи человека с окружающей средой делится на 3 группы :
- экстерорецепторы (слух, зрение, обоняние),
- интерорецепторы — это системы, которые дают информацию от внутренних органов,
- проприорецепторы — системы, которые дают информацию о положении тела человека
в пространстве.
Однако действие интеро- и проприорецепторов не ощущается.
Все анализаторы имеют некоторые физические характеристики :
– порог ощущения, под которым понимается та наименьшая физическая величина раздражения,
которая вызывает ощущения.
– порог различения — минимальная разница между раздражителями, которая позволяет
различать их.
Все анализаторы характеризуются и некоторыми динамическими характеристиками :
– адаптация анализатора — изменение чувствительности, анализ, под влиянием которого происходит
приспособление к действующему раздражителю.
Свойства сенсибилизации : повышение чувствительности анализатора, вызываемое повышением возбудимости
коры под влиянием ряда раздражителей (испытывают для повышения трудовой активности).
Эти свойства характерны ля любого анализатора.
Наиболее простым способом отражения действительности у человека является ощущение.
С помощью него человек отражает отдельные свойства предметов и явлений
материального мира, т.е. тех, которые непосредственно воздействуют на органы
чувств.
Более высокий уровень отражения действительности — восприятие — отражение предметов
и явлений в совокупности их различных свойств и частей, также при непосредственном воздействии
их на органы чувств.
Восприятие человека обладает свойствами :
1. восприятие целостно,
2. восприятие всегда предметно,
3. восприятие всегда осмысленно,
4. восприятие константно,
5. восприятие избирательно (зависит от прошлого опыта).
Свойства восприятия необходимо учитывать и при организации трудовой деятельности для целей
повышения трудовой активности.
Существуют иллюзии восприятия, т.е. явления закономерно правильного отражения
свойств веществ. Вызываются они физическими, физиологическими и психическими причинами.
Большое внимание в психологии управления уделяется наблюдению — целенаправленному восприятию.
Оно осуществляется по определенному плану и характеризуется следующим :
1. восприятие при наблюдении сопровождается произвольным и устойчивым вниманием.
2. это восприятие имеет планомерный характер, исключает элементы случайности.
3. наблюдается дифференциальное восприятие : наблюдатель активно отыскивает те объекты, которые его интересуют.
4. это восприятие носит систематический характер.
5. это восприятие всегда связано с мышлением и осознанным отношением к воспринимаемому.
В умении помечать те или иные элементы действительности, понимать их природу и заключается
сущность наблюдательности. Наблюдательность не врожденное свойство, присущее людям не в одинаковой
степени.
Различают 3 группы людей по наблюдательности :
1. с острой наблюдательностью,
2. с нормальной наблюдательностью,
3. с отсутствием наблюдательности.
Все психические процессы имеют определенную организацию, которая называется вниманием.
Внимание — это такая организация психической деятельности, при которой определенные образы
мысли и чувства осознаются отсутствием других.
Индивидуальные различия людей особенно ярко проявляются по качеству внимания.
Принято выделять следующие качества внимания :
- активность внимания, в соответствии с которой выделяется произвольное и непроизвольное внимание,
- направленность внимания (внешнее и внутреннее внимание),
- широта внимания (концентрированное и распределенное внимание),
- переключение внимания (легкое и трудное),
- устойчивость внимания (устойчивое и неустойчивое внимание).
Невнимательность — особое сочетание качеств внимания
Существует 3 типа невнимательности:
- 1 тип — рассеянность (у детей и подростков),
- 2 тип — очень высокая интенсивность внимания, трудность переключения.
- 3 тип — слабая интенсивность внимания, трудная переключаемость.
Мышление — это процесс отражения объектной реальности, составляющей высокую ступень
человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях
и отношениях объектной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления
к сущности. В отличие от ощущений и восприятий, являющихся процессами непосредственно чувственного
отражения, мышление дает не прямое сложно-опосредственное отражение действительности. Мышление
одновременно является и функцией мозга и продуктом общественно-исторического развития человека.
Мышление может рассматриваться как деятельность по решению задач. Она может выступать
как внутренняя и внешняя деятельность. Мотивация является важным фактором в побуждении
искать решения. Существует 2 типа мотивов :
1. специфически познавательные,
2. не специфически познавательные.
Мышление тесно связано с жизнью. Различают 3 формы мышления :
- наглядно-действенная,
- наглядно-образная,
- словесно-логическая.
Внутренне мышление : - свернутое, теоретическое.
Внешнее мышление : - развернутое, - практическое.
Важнейшие качества ума и решение практических задач. Качества умa:
- связь ума и воли личности,
- экономия психических сил,
- конкретность мышления (способность видеть детали в ситуациях),
- способность преобразовать наличную информацию (умения предвосхищать события),
- способность к риску,
- инициативность,
- интуиция (свернутое мышления).
Мышление тесно связано с воображением. Посредством воображения мы можем создавать
образы того, чего мы в жизни не наблюдаем. Нас интересует творческое воображение.
Память — это запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение индивидуумом его опыта. Память
выступает как средство организации человеческого опыта, целенаправленной психической деятельности
человека.
Основные процессы памяти :
- запоминание. Связано с накоплением индивидуального опыта.
- сохранение. Связано с тем, в какой мере информация значима для нас.
- воспроизведение. Накопленная информация используется в конкретной деятельности человека.
- забывание. Выпадение информации.
Виды памяти :
По характеру психологической активности, преобладающей в деятельности :
- двигательная,
- эмоциональная,
- образная,
- словесно-логическая.
По характеру цели деятельности :
- произвольная,
- непроизвольная.
По продолжительности закрепления и сохранения информации :
- кратковременная,
- долговременная,
- оперативная.
Роль познавательной деятельности состоит в получении знаний информации об окружающем
нас мире.
Психологические свойства личности :
- темперамент.
- характер.
- способности.
Темперамент — устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психологической
деятельности человека, которая относительно постоянна при различном содержании, мотивах
и целях деятельности, и образует структуру, характерную типу темперамента (сангвиник,
холерик, флегматик, меланхолик).
Свойства, на основании которых происходит деление на типы :
1. сензитивность — чувствительность к силе внешних воздействий. О сензитивности судят по наименьшей
силе воздействия.
2. реактивность — сила, с которой люди эмоционально реагируют на раздражения.
3. активность — сила, с которой человек воздействует на мир.
4. соотношение реактивности и активности.
5. темп реакции.
6. пластичность / ригидность (приспособление к меняющимся воздействиям).
7. экстравертированность / интровертированность (ориентация на внешний мир / внутренние переживания).
свойства | сангвиник | холерик | флегматик | меланхолик |
1.сензитивность | пониженная | пониженная | малая | высокая |
2. реактивность | повышенная | высокая | малая | низкая |
3. активность | повышенная | высокая | высокая | низкая |
4. соотношение реактивности и активности | Уравновешены | реактивность преобладает над активностью | активность преобладает над реактивностью | уравновешены |
5. пластичность | высокая пластичность | менее пластичен, более ригиден, чем сангвиник | низкая пластичность | ригидный |
6. экстраветированность | экстравертен | интроверт | интровертен | интровертен |
| сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы | сильный тип, но неуравновешенный и инертный | сильный и уравновешен ный тип, инертный | слабый тип нервной системы |
Характер — это совокупность индивидуальных своеобразных психических свойств, которые проявляются
в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах
и определенным отношением личности к этим обстоятельствам.
Структура характера (4 типа свойств характера) :
1. свойства, выражающие отношения к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость,
требовательность).
2. свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность).
3. свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость).
4. свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость).
Характер формируется прижизненно. Формируется и проявляется в деятельности, речи, во внешнем
облике, мимике и пантомимике, в сложных жизненных ситуациях. Характер тесно
связан с волей, интеллектом и эмоциями.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления
данной деятельности и обнаружение различий в динамике овладения необходимыми для личности
знаниями, умениями и навыками. Способности — это возможности. Они проявляются не в знаниях, умениях
и навыках, а в динамике овладения ими. Способности измеряют часто тестами.
Способности внешне проявляются чаще всего в склонности, увлеченности данной
деятельностью, в относительно высокой продуктивности труда в высоких успехах, в легкости,
в быстроте, скорости овладения мастерством, достижение высокого уровня профессиональной
квалификации.
В структуру способности по всем видам деятельности входят особенности восприятия,
памяти, мышления, речевой деятельности, воображения.
|