А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

1. Психология и ее предмет.
2. Сознание и бессознательность.
3. Основные различия психики человека и животного.
4. Структура современной психологии.

1880 г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил ответы на реакцию человека — основоположник психологии-науки.
“Психология”— наука о душе. Вопросы о психологии возникли давно — Аристотель. Проводилось наблюдение психических явлений и на основе их изучали человеческую психику. Это был донаучный анализ, существовавший в форме пословиц и поговорок, но часты были противоречия : “С глаз долой — из сердца вон”, “Любовь закрепляет разлука”.

Психологию необходимо изучать не на основе житейского опыта, а научно.

Психология как наука :

изучает конкретные факты психической жизни, характерные качественно и количественно
имеет свои законы (стадийное развитие человеческого интеллекта и др.)
имеет свои механизмы (механизмы психической деятельности) :

  • - механизмы внезапного “озарения” во время решения задач,
  • - механизм постоянства восприятия (восприятие предметов в их естественном размере независимо от расстояния, на котором они находятся).
Изучает факты, механизмы и закономерности психики.

Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющую у человека личностный характер.

У человека формируется объективные образ субъективного мира. Мы имеем дело с отражением, образом предметов. Люди воспринимают мир адекватно, не искаженно при условии, что все находятся и развиваются в обществе себе подобных.

Конец ХIХ века — Фрейд (австрийский ученый) изучал сновидения.
Уровни психики : сознание и бессознание.
Сознание — продукт развития человеческого общества, уровень современной культуры.
Структура сознания (характеристики сознания) :

1. совокупность знаний об окружающем мире.
Познавательные процессы : ощущение (отражение отдельных свойств предмета) ; знание ; память ; восприятие (выявление взаимосвязи между факторами) ; забывание ; воображение (реконструктивное познание мира, реконструктивные картины мира).

2. разграничение в сознании человека понятий — субъекта (“я”) и объекта (“не я”).
Рефлексия — способность стать в позицию наблюдателя относительно самого себя.
Способность к самооценке и самосознанию (физическому, интеллектуальному, социальному). Следовательно, формируется самосознание, уровень притязания к себе.
3. целеполагание — способность человека к поставлению цели.
Маркс : социальная цель характеризует образ жизни человека.
4. отношение эмоциональное.
Маркс : отношение мое к обществу есть мое сознание.
Человеческое сознание развивается в процессе вовлечения человека в социальные отношения. Среда необратимо влияет на людей :
- воспитание в волчьем логове — индийские девочки Амола и Камола;
- американская девочка, лишенная общения, изолированная матерью от общества как незаконнорожденная, не могла быть очеловечена ;
- “очеловечивание” слепо-глухо-немых путем вовлечения в активную жизнь.
Бессознательные (подсознательные) отношения
опыты Фрейда : выявление жизни человека по его снам.
опыты Кедрова : изучение тог, как шло построение таблицы Менделеева (Менделеев впервые в форме таблицы увидел ее во сне).
Подсознание активно влияет на деятельность человека.

Маркс : человек — общественное животное.
Человек :
способен поступать сознательно : может выходить за пределы данной ситуации;
создает или сохраняет орудия, переоборудует ими мир ;
пользуется общественным опытом (опытом бывших поколений) ;
имеет чувства, отличные от животных (редко бросает детенышей).

Психология как наука не развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими науками :
- философией (Аристотель был философом и психологом)
- естественными
- точными.
Признаки, лежащие в основе классификации современной психологии.
1. конкретная деятельность человека :
1. психология труда

  • инженерная
  • авиационная
  • космическая
2. педагогическая психология (изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека)
3. психология спорта
4. медицинская деятельность (врач)
2. развитие человека :

1. возрастная психология
  • детская (подростковая и дошкольная)
  • юношеская
  • взрослого человека
  • героидопсихология (психология престарелого человека)
2. психология аномального развития
  • патопсихология (нарушение психики алкоголика)
  • олигофренопсихология (врожденные дефекты)
3. сравнительная психология
филогенез (сопоставление психики человека и животного)
3. отношение человека к обществу :

1. психология личности человека. Изучает процессы становления человеческой личности, взаимосвязь человека с окружающим миром.
2. социальная психология. Изучает
  • общение в разных по размеру социальных группах (классовых, этнических)
  • социализацию человека (процесс усвоения человеческой культуры)
  • социальные установки (отношение человека к миру).

На правах рекламы:

Лечение коленного сустава — в клинике (clinica-nearmedic.ru)