ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
1. Психология и ее предмет.
2. Сознание и бессознательность.
3. Основные различия психики человека и животного.
4. Структура современной психологии.
1880 г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил ответы на реакцию человека
— основоположник психологии-науки.
“Психология”— наука о душе.
Вопросы о психологии возникли давно — Аристотель. Проводилось наблюдение психических
явлений и на основе их изучали человеческую психику. Это был донаучный анализ, существовавший
в форме пословиц и поговорок, но часты были противоречия : “С глаз долой
— из сердца вон”, “Любовь закрепляет разлука”.
Психологию необходимо изучать не на основе житейского опыта, а научно.
Психология как наука :
изучает конкретные факты психической жизни, характерные качественно и количественно
имеет свои законы (стадийное развитие человеческого интеллекта и др.)
имеет свои механизмы (механизмы психической деятельности) :
- - механизмы внезапного “озарения” во время решения задач,
- - механизм постоянства восприятия (восприятие предметов в их естественном размере независимо
от расстояния, на котором они находятся).
Изучает факты, механизмы и закономерности психики.
Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу
образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью,
имеющую у человека личностный характер.
У человека формируется объективные образ субъективного мира. Мы имеем дело
с отражением, образом предметов. Люди воспринимают мир адекватно, не искаженно при условии,
что все находятся и развиваются в обществе себе подобных.
Конец ХIХ века — Фрейд (австрийский ученый) изучал сновидения.
Уровни психики : сознание и бессознание.
Сознание — продукт развития человеческого общества, уровень современной культуры.
Структура сознания (характеристики сознания) :
1. совокупность знаний об окружающем мире.
Познавательные процессы : ощущение (отражение отдельных свойств предмета) ; знание
; память ; восприятие (выявление взаимосвязи между факторами) ; забывание ; воображение
(реконструктивное познание мира, реконструктивные картины мира).
2. разграничение в сознании человека понятий — субъекта (“я”) и объекта (“не я”).
Рефлексия — способность стать в позицию наблюдателя относительно самого себя.
Способность к самооценке и самосознанию (физическому, интеллектуальному, социальному). Следовательно, формируется
самосознание, уровень притязания к себе.
3. целеполагание — способность человека к поставлению цели.
Маркс : социальная цель характеризует образ жизни человека.
4. отношение эмоциональное.
Маркс : отношение мое к обществу есть мое сознание.
Человеческое сознание развивается в процессе вовлечения человека в социальные отношения.
Среда необратимо влияет на людей :
- воспитание в волчьем логове — индийские девочки Амола и Камола;
- американская девочка, лишенная общения, изолированная матерью от общества как незаконнорожденная,
не могла быть очеловечена ;
- “очеловечивание” слепо-глухо-немых путем вовлечения в активную жизнь.
Бессознательные (подсознательные) отношения
опыты Фрейда : выявление жизни человека по его снам.
опыты Кедрова : изучение тог, как шло построение таблицы Менделеева (Менделеев
впервые в форме таблицы увидел ее во сне).
Подсознание активно влияет на деятельность человека.
Маркс : человек — общественное животное.
Человек :
способен поступать сознательно : может выходить за пределы данной ситуации;
создает или сохраняет орудия, переоборудует ими мир ;
пользуется общественным опытом (опытом бывших поколений) ;
имеет чувства, отличные от животных (редко бросает детенышей).
Психология как наука не развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими
науками :
- философией (Аристотель был философом и психологом)
- естественными
- точными.
Признаки, лежащие в основе классификации современной психологии.
1. конкретная деятельность человека :
1. психология труда
- инженерная
- авиационная
- космическая
2. педагогическая психология (изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека)
3. психология спорта
4. медицинская деятельность (врач)
2. развитие человека :
1. возрастная психология
- детская (подростковая и дошкольная)
- юношеская
- взрослого человека
- героидопсихология (психология престарелого человека)
2. психология аномального развития
- патопсихология (нарушение психики алкоголика)
- олигофренопсихология (врожденные дефекты)
3. сравнительная психология
филогенез (сопоставление психики человека и животного)
3. отношение человека к обществу :
1. психология личности человека. Изучает процессы становления человеческой личности,
взаимосвязь человека с окружающим миром.
2. социальная психология. Изучает
- общение в разных по размеру социальных группах (классовых, этнических)
- социализацию человека (процесс усвоения человеческой культуры)
- социальные установки (отношение человека к миру).
|