Предмет и задачи клинической психологии
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачамикоторой является решение вопросов (как практических так и теоретических),
относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических
состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс
выздоровления, реабилитации, решением
различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических
факторов на форму и течение различных
заболеваний.
Предметом клинической
психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких
дезадаптивных состояний. Т.о., можно сказать, что клиническая психология
занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением
равновесного соотношения индивида и его
жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях.
Виды диагностики. Негативная и позитивная
диагностика: смысл и цели.
Вся диагностика, применяемая
в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная - это
вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как
психического, так и соматического здоровья,
целью которого является постановка диагноза, выявление патологических
механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других,
похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в
психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.
Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных)
особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических
функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во
многих прикладных сферах (например при различных профессионально-трудовых
экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п.)
Условно, все виды/типы
диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:
1. Клинические
дифференциально-диагностическую
топическую
2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений
психической функции
3. Диагностику личностных
особенностей пациента
4. Диагностику аномалий
развития в детском возрасте
5. Экспертизы
военно-врачебную
врачебно-трудовую
судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию
Поскольку психопатологические
проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений
сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений
мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений.
Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов,
структуры и природы психических
заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о.,
экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как
нарушено течение (структура) самих психических процессов.
В изучении конкретных
аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи
психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов
психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает
формирование патологической структуры психики.
Как правило психологические
методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и
практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в
зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружении утомляемости
используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявлении патологии
памяти - тесты на заучивание словцифр, опосредованное запоминание с помощью
зрительных образов и ряд других. Существует также множество как
патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения расстройств
речи, восприятия, праксиса и др. Все
эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых,
перцептивных и т.п. расстройств, а
возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения
свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными
задачами эти методы играют и
самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических,
неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются
продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического
статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее
плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное
изучение закономерностей измененного
протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход
характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются
направленными на изучение нарушений определенного вида патологии психики
(например метод формирования искусственных
понятий)
2) эти методики строятся по
принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения
заданий, в процессе выполнения которых и появляются интересующие
экспериментатора патологические явления (например метод исключения предмета).
Наряду с прицельным
применением диагностических методов существует и распространенный подход,
основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов
и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических
процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств
и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на
интеллектуальные (например метод Бине,
методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).
Литература
- Снежневский «Руководство по психиатрии».
|