А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 

Организация как социальное явление. Общая характеристика коллектива.

1. Понятие организации.
2. Организационный эффект.
3. Иерархия в организации.
4. Строение организации.
5. Понятия малой группы и коллектива.
6. Этапы (стадии) развития группы как коллектива.
7. Функции коллектива.
8. Социально-психологическая структура коллектива
9. Основные признаки развитого коллектива.

1. Организация — это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначена для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация есть стационарный институт, социальный объект.

Социальный институт — система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп.

2. Организация имеет процессуальный характер, выступает как деятельность по организации.
3. Организация выступает как характеристика степени упорядочения какого-то объекта. В этом смысле организация объекта - это свойство объекта.
4. Определенный признак организации — это наличие цели, поэтому организация может рассматриваться как целевая социальная система. Реализация цели вызывает необходимость выстраивать иерархически и вводить элементы управления. Таким образом, достижение цели связано с иерархией и управлением.

Организация есть иерархическая и управляемая общность.

Организационный эффект как свойство организации.

Одно из важнейших свойств организации — сверхаддитивность — это сведение целого к сумме частей. В организационном эффекте объединяются индивидуальные и групповые усилия.

Иерархия в организации.

Для нее характерны социальные отношения типа :
подчинения,
зависимости,
неравенства.

Иерархия — это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.
Иерархия выступает в нескольких значениях :
1. централизация. Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ”... чтобы сэкономить труд централизации...” иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.
2. иерархия как человеческие отношения. Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.
3. иерархия функционирует как власть. Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

Строение организации :

1. формальная организация — это когда формализация выступает как стандартизация поведения. Для этого создаются образцы постоянного поведения.
Формальная организация бывает :

  • рациональная,
  • безличная (абстрактные индивиды)
однозначная (четко расписаны функциональные отношения)
2. внеформальная организация. Эта организация имеет определенные задачи, иногда возникают отношения непредвиденные внеформально, несоответствие четко принимаемым условиям.

Имеют место дополнения.

3. неформальная организация (социально-психологическая организация) — это отношение неформальной связи между людьми, возникающие в соответствии с их выбором.
Хорошо, когда неформальные отношения дополняются соответствующими формальными.
Общая характеристика коллектива.
В обществе существует несколько делений на группы :
1. - реальные группы людей — те, перед которыми стоят определенные цели, и все члены группы объединены между собой.
- условные — выделяются в искусственных целях.
2. - лабораторные
- естественные — решают реальные задачи, которые существуют реально. Они делятся на большие и малые группы. Учитывается, что человек входит в 4-6 групп
Большие группы (классы, этнические общности, нации) бывают организованные и неорганизованные.
Малые : становящие и коллективные (развивающиеся).
Как малые, так и большие группы могут быть группами членства и референтные (это группы, чьи ценности и нормы мы разделяем, на них ориентируемся).

Основные признаки социальной малой группы :

1. неслучайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование системы социального взаимодействия группы лиц.
2. это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее состава взаимодействуют друг с другом лично.
3. это социальное взаимодействие нескольких групп, индивидов на основе объединения для совместного усилия в определенной сфере социальной деятельности, которой присуща известная общность социального ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

Каждая малая социальная группа характеризуется относительной обособленностью от других групп, определенной внутренней целостностью, представляющих собой более или менее самостоятельный организм, обладающей своей специфической внутренней структурой.

Основные признаки коллектива :

1. объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели,
2. добровольность объединения,
3. целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления.
4. коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Макаренко: 3 стадии развития коллектива.

1. педагог как субъект управления.
2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив.
3. субъектом управления выступает коллектив.

Ковалев : выделяет 3 стадии :

1. стадия первичного синтеза. Характеризуется тем, что члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он единоличник пока.
2. стадия дифференциации. Заключается в знакомстве людей, возникает актив и пассив, четко очерчиваются функции людей, руководитель опирается на актив.
3. стадия вторичного синтеза.

Имеет место общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа.

Ушанский: выделяет параметры, по которым оценивается развитие группы :

1. нравственная направленность группы : групповые цели, ценностные мотивы, интересы, идеальные взгляды, убеждения, преобладающие в группе.
2. подготовленность группы — это знания, навыки, умения и опыт группы совместной деятельности.
3. организационное единство группы — это характер групповой структуры, взаимодействие и взаимозависимость членов группы, выделение организаторов. Это сотрудничество внутри группы и с другими группами, это также деловое вхождение в группу новых членов.
4. психологическая коммуникативность. Она подразумевает объединение внутригрупповых отношений и связей в 3 сферы психических процессов :
интеллектуальное
эмоциональное
волевое единство — способность к единым усилиям для достижения цели.

На этих основах выделяются группы :
1. номинальная группа.Существует формально, не имеет ни одного общего параметра.
2. ассоциация.Общая цель у ее членов, официальная структура, но группа не действует еще как единое целое , поскольку слабо развито подготовление организационного единства и слабо выражена психологическая коммуникативность.
3. кооперация.Представляет единство целей и деятельности по их достижению сотрудничество, взаимодействие членов группы, организационное единство. Группа обладает определенным уровнем подготовленности.
4. корпорация. Это группа с хорошо выраженными параметрами, но отличается рядом отрицательных признаков : имеет место групповой и индивидуальный эгоизм и дуализм, вплоть до асоциальной нравственной направленности.

5. коллектив.
По всем параметрам наблюдается высокое развитие. Высокая общественная направленность группы, возникает идентификация членов группы, чувств “мы”.
Петровский выделяет следующее :
Коллектив — это группа, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредствуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.
1. диффузия.
Межличностные отношения есть, но они неопосредованы содержанием цели.
2. ассоциация.
На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием.
3. корпорация.
На ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности.
4. коллектив.
Это группа, которая выполняет важную общественную функцию, далее, эта группа, которая отвечает социальным нормам. Это группа, которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого ее члена.

Функции коллектива :

1. включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)
2. вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении.
3. коммунистическое воспитание личности, а в отдельных случаях - перевоспитание.
4. функция создания для личности психологии комфорта.

Социально-психологическая структура коллектива :

- позиция — это то положение, которое занимает индивид в группе,
- статус — престижность позиции,
- роль — это совокупность действий, которые ожидаются от лица, занимающего определенную позицию.

Роль — органический аспект статуса. Роль может рассматриваться как функциональная единица.

выделяют отношения :


по горизонтали (субординация)
по вертикали (равенство)
официальные (формальные) — это должностные, служебные отношения.
неофициальные (неформальные) — из области отношений психологических, социально-неслужебных.

Неофициальные (межличностные)отношения могут быть деловыми и эмоциональными.

Основные признаки развитого коллектива :
1. идейная общность,
2. сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности,
3. взаимная требовательность и ответственность,
4. управляемость. Коллектив как самоуправляемая система,
5. устойчивость,
6. взаимопомощь,
7. обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива.

На правах рекламы:

ремонт металлической двери