НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
1. Введение
2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров
3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?
4. Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов
в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских
садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым
поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова
к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины
такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много
глубже.
Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим),
а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают на первые
признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть
- если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно ("само пройдет"),
и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.
По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного
расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно
назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном
возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят
с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Пословицы говорят: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер
- пожнешь судьбу", "Привычка - вторая натура". Народная мудрость тонко
подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве,
и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба.
Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он:" тюфяк,
разгильдяй, оболтус", то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри
ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается
порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка
под свои мерки. Из этого конфликта "вытекает" нервное напряжение, с которым
ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой
проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои
личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного
"Я" доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество
конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению,
а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребенка возникнет
нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой
во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными
личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге
Вл. Леви "Нестандартный ребенок"* описывается случай, когда родители обратились
к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою
постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители
- он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали
своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору.
Вот "ребеночек" и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит
"полная невротизация населения". Общество состоящее в большинстве своем из невротиков
не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских
неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.
Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема
важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих
детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать
методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых
детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать
их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности
и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение
будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую
очередь психически.
Современная семья "представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую
микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения,
происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей,
уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации
между членами семьи в целом" - пишет А.И.Захаров в книге "Неврозы
детей"*. Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе:
становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин.
Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо
отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно
больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям
стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий
действительности: для мальчиков - образец смеси "прекрасного принца" и "Шварценегера", не подкрепленный
личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной,
домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной
матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.
Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье.
Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между
родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели
на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному
укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые
роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком
по столу и сказать: "Кто в доме хозяин?", женщины, воспитанные старшим
поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести
себя более активно , тоже претендуют на роль главы семьи.
Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве
семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых.
Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных
заболеваний детей.
На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою
очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются
в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за
инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают
жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные
родители, по определению Дж.Пирса, "рассоединенные" , они существуют рядом, но не вместе. Каждый
из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается
в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых
у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно
раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь
тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует
здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь
заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:
компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин "Воссоединение
в родительстве", предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное требование к современной
семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство
случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое
здоровье подрастающего поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается
в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии
принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став,
в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление
в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо
включить предмет "Родительство", обучая, что называется "с младых ногтей" премудростям
этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно
взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего
создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован
от ошибок).
МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ
По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге
"Неврозы у детей" он перечисляет их в следующем порядке:
1. Невроз страха. Пример, девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.
"Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего
речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех
детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными
переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная
атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным , то подобное беспокойство резко
усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой
девочки ( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.).
Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться.
В своем максимальном выражении это "что-то" означает смерть: от пожара, болезни
и т.д. Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру,
и всего этого боявшаяся в детстве".
А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой
особенности психологического развития ребенка, как "феномен ролевой идентификации " - в возрасте
4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.
Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ
поведения.
2. Неврастения.
"Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным
требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми
предстоящими трудностями".
Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким,
каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может
понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать
то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению,
неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей
с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится
удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители
по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку:
около 300 противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).
Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания
родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей
равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто,
упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот)
ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что "он старший, на нем больше ответственности,
он сам должен понимать". Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами,
тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре.
Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.
3. Истерический невроз.
"Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно
капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный
невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более
старшем возрасте". Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности,
но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада,
но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает
смену логики родителей. "Главное отличие: ребенок не хочет быть
таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой
не может сделать, это происходит помимо его воли".
Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине:
непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером
далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая
видит своего внука раз в год, решила проявить "педагогическую чуткость.
"Ребенку нельзя говорить нет" - сказала она мне. Ребенок требовал
достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш
почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную
высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику
для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было
объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.
Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону
такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие
такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита
внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда
тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. "Ты нам такой не нравишься"
- как бы говорят родители. Таких детей называют "невостребованными".
На самом деле проблема "невостребованных детей" характерна для поколения 60-80х
годов, когда молодые родители были заняты устройством личной
жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность
заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой
возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли
и сады. Можно сказать - веяние времени.
4. Невроз навязчивых состояний.
Последний невроз, описанный Захаровым. "...Обычно проявляется в более старшем
школьном возрасте". Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать
какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы.
На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения,
или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная
требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому
смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает
муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить
требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: "Пуганная
ворона куста боится").
НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ
А.И. Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных
отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:
родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая
их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей.
И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится
и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание
свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло
решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно
здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя
опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей
жизни.
Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение
- период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье,
в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка
в семье.
Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые
родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: "Когда нам начинать
воспитывать своего ребенка?" На что мудрец им ответил: "Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней".
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право
на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные
проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения
в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство
ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.
Не менее важно понимание чувства меры - "Ничто не яд, ничто не лекарство
- главное мера". Избыток неоправданного внимания, этакое "всевидящее око",
родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные
комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту
ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы
взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется,
что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка)
- сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение
к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится
уже к разделу этики самих родителей.
Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения
собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей,
по-моему, не требуется рассказывать.
Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное
понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской
природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей
по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи,
говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной
головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина
в них самих. Не состоятельность как родителей.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза "на поверхность" может
какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила
машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем
детстве.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной
невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: "Кто хочет работать
- работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности". Перефразируя, можно
сказать: "Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия
для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет
оправдания собственной бездеятельности".
Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают
в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает,
что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент
рождения малыша.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. А.И.ЗАХАРОВ "НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ", изд-во "Дельта", СПб, 1996г.
2. В.И.ГАРБУЗОВ "НЕРВНЫЕ ДЕТИ", Ленинград - 1990 год.
3. В.ЛЕВИ "НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК", Москва - 1989 год.
4. Дж. ПИРС "ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ", Самиздат.
|