А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 

ЛИЧНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

1. Понятие социальной организации.
2. Роли личности в организации.
3. Ценностные ориентации личности.
4. Самооценка личности.
5. Авторитет личности.
6. Личностный фактор как причина развития неформальных отношений в организации.

Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами.
Норма — это поведенческое правило или набор предписаний, регламентирующих выполнение роли. Норма связана с санкциями — это воздействие на личность.
Социальная роль может казаться для личности чем-то внешним. В действительности роль оказывает сильное влияние на поведение личности, вплоть до изменения мотивации, ценностных ориентаций.
Ценность — материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека и способствующий удовлетворению каких-либо потребностей. У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений. Ценности формируются в микросреде (референтная группа) и в макросреде (обществе).

Все мы определенным образом себя оцениваем. Самооценка носит частичный, парциальный (не глобальный) характер. Самооценка показывает, как личность оценивает себя к некоторой специфической ценности. Самооценка тесно связана с самосознанием и самоуважением.

Самоуважение — это обобщенная самооценка, это степень принятия или непринятия себя как целого.
Авторитет личности — это особое сознательно-психологическое свойство личности, которое состоит в ее способности изменять психологические структуры других людей психологическими средствами, в силу того значения, которое этот человек имеет как член социальной общности и субъект деятельности. Авторитет личности — результата отражения в сознании людей социальной значимости, цельности, полезности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности. Отношение авторитета (по своей природе) — ценностное отношение.

I. Моральный авторитет формируется на основе :
– нравственных свойств личности,
– ее взглядов,
– убеждений,
– мировоззрения в целом,
– особенности отношения к другим людям и к самому себе.

Моральный авторитет — ядро авторитета личности, т.е. он непосредственно обусловлен системой идеологических отношений общества, его социально-политической структурой. Одновременно моральный авторитет личности зависит от характера микросреды. Например, есть группы, в которых процветает мораль жульничества, мещанства, обывательщины.

II. Функциональный авторитет формируется на основе :

– профессиональной компетентности личности,
– ее разнообразных деловых качеств,
– отношения к своей профессиональной деятельности. Формы I и II тесно связаны друг с другом. Считают, что моральный авторитет доминирует.
Единый личный авторитет личности (I + II) в некоторой степени противостоит III.

III.Формальный авторитет не зависит от личных свойств. По сути, им обладает не личность, а позиция, которую она занимает.
Должностной авторитет — разновидность формального авторитета, право руководителя, санкционированное государственной властью и юридически закрепляемое, осуществлять властные полномочия по отношению к членам вверенного ему коллектива. Должностной авторитет должен основываться на моральном и функциональном авторитетах.

Существуют потребности, которые вынуждают человека общаться с другими людьми — в любви, в общении, в эмоциональном контакте. Люди вступают в неформальные отношения.
Задача руководителя : сбалансировать формальные и неформальные отношения с доминированием формальных.

Психологические методы изучения личности в организации.

Цель изучения личности в организации :
производственная цель — для выявления ее наилучшего использования в той или иной работе.
воспитательная цель — для ее воспитания и перевоспитания.
Изучение личности сотрудников — одна из важных задач руководителя, одна из его функциональных обязанностей. Руководитель должен влиять на людей, не выполняющих трудовые функции, должен воспитывать (хотя прежде всего должны воспитывать родители).

Методы изучения личности.

Методы — это способы, применяемые ля сбора, анализа и обобщения фактов, характеризующих поведение и деятельность личности; это способы добывания фактов. Но получаемые факты нуждаются в объяснении. Чтобы их объяснять необходимо владеть какой-либо теорией. Теория предполагает совокупность научных закономерностей. Наиболее общие исходные принципы, позволяющие на основе теории объяснять получаемые в исследовании факты, составляют методологию изучения личности.

Методы изучения личности:

I. Основные:
1. наблюдение,
2. эксперимент,
II. Дополнительные:
1. опрос и беседа,
2. интервью. I. Метод наблюдения основан на целенаправленном, специально организованном восприятии различных сторон поведение и деятельности изучаемой личности. Он состоит не просто в фиксации всего того, что видим, а это целенаправленное восприятие личности.

Каждый наблюдает разное в зависимости от цели наблюдения. Данные наблюдения должны объясняться, при этом нужно выяснять причины, мотивы поступков.
Наблюдение — субъективное восприятие (зависит от наблюдающего). Для большей объективности применяют метод независимых характеристик (2 и более).
Несколько человек наблюдают одного человека. Если коэффициент корреляции 0,8-0,9 , то этим данным можно доверять, иначе нужна проверка.
Личность наблюдателя накладывает определенный отпечаток на наблюдения. Например, старые девы думают, что все стараются их соблазнить.
Личность с адекватной оценкой правильнее, лучше оценивает других.

Группы оценщиков:

1. правильно оценивают самих себя. Обладают высоким интеллектом, чувством человечности.
2. правильно оценивают именно себя и знакомых. Менее общительны, более тонкие натуры.
3. лучше оценивают других людей. Обладают высоким интеллектом, художественными способностями, но не умеют это использовать. Социально плохо приспособлены.

Мужчины лучше понимают мужчин, женщины — женщин. Психическая организация женщин более сложная.
Метод самонаблюдения — наблюдение над собой, самоотчет.
II. Экспериментальные методы — это способы создания таких ситуаций, в которых интересующие исследователя особенности личности проявляют себя внешне, причем более или менее отчетливо в относительно чистом виде.

В эксперименте ситуация создается. В лабораторном эксперименте можем управлять ходом эксперимента, ходом событий.

Эксперименты:

– лабораторные (на внимание, реакцию, мышление, темперамент),
– естественные (формирование личности, изучение волевых свойств, поведение личности во время конфликта, сила групповой реакции общественного мнения).

Эксперимент позволяет часто выяснять причинно-следственную связь.

Эксперименты :
– констатирующие — те, которые можно проверить и констатировать,
– преобразующие — для формирования личности, преобразования человека.