ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним
из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также
эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего
комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной
болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий
и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную
нервную систему , сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании
происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные
(патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального
формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень
важным элементом лечения язвенных процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами
в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных
жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное
влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние
пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений
дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических
нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно
возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит
обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.
Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия,
что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние
на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие
и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта,
когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные
возможности организма и повышают его реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются
различные формы и средства. Так как обычно в учебных заведениях применяют по возможности
лишь третий (общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду
придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва,осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется
в следующих направлениях:
Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;
на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации.
Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного
отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.
Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению
трофических процессов.
Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной
болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб
на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки
назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима.
Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения
и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций.
Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам
в желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят тренирование
силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах
и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией
толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие
движения.
Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно
расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем
темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся
в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений
на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного
воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели
весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах.
Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании
из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся
с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена
и.п., упражнений, игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся
упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей
разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций
продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида
игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей
физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со стороны желудка
незначительны и легко поправимы ( психологическое воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным
увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен
знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов.
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый тренер
и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою, непохожею
на все остальные курсы, специфичную тактику и методику упражнений.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями
при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция
занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует
в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять
физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия
общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
№ Содержание курса
Дозировка в минутах
Задачи разделов
1. Ходьба простая и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном
темпе.
5-10
Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации движений.
2. Упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями в положениями сидя.
7-14
То же, постепенное увеличение внутрибрюшного давления. Усиление кровообращения в брюшной полости.
3. Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными
упражнениями.
10-15
Обще физиологическая нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций.
Развитие функций полного дыхания.
4. Упражнения на развитие равновесия в чередовании с упражнениями на гимнастической стенке типа
смешанных висов.
10-15
Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.
5. Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в сочетании с глубоким дыханием.
5-7
Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению лечебной физкультуры при заболеваниях
внутренних органов., СМОЛГИЗ, 1948.
2. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения., М., 1993.
3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней., М.,1952.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении., М.,1962.
5. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях органов брюшной
полости., Киев 1968.
|