Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина.
Более чем тысячу лет назад родился в Бухаре человек по имени Абу
Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина, ученый -энциклопедист, человек крайне разнообразных интересов. Его научное наследие весьма обширно
и охватывает практически все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку,
поэтику,языкознание, математику, астрономию, химию, биологию,
геологию. Особенная область интересов - современные новости медицины, гомеопатия, народная медицина, изучение современных источников и рефератов по медицине. Через сто с небольшим лет после его смерти
религиозные фанатики в Багдаде сожгут философские книги Ибн-Сины,
а еще через несколько сотен лет в Европе после
изобретения печатного станка напечатают огромные пять томов
"Канона врачебной науки" - это будет второе печатное издание, сразу после Библии.
Авиценна родился в сентябре 960 года в небольшом селении
Афшана близ Бухары. В своей дошедшей до нашего времени биографии он писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда
в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии того времени. Его должность - управление Хармайсаном, центром одного из районов в окрестностях Бухары. В жены себе он взял девушку из Афшаны,
одного из ближайших селений, мою будущую мать по имени Ситара -
звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат. "
Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он весьма часто
писал короткие четверостишья - "для отдохновения души". . . " Родителям Ибн-Сины
нравилось имя Хусейн. Ими было решено назвать первого сына Хусейном,
однако в благородных домах обычно давали сыну и кунью - почетное прозвище. "У
моего мальчика непременно будет свой сын смеялся Абдаллах. Так пусть же не
мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну - это имя - Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху,
что напрасна эта затея. Не будет у Хусейна сына, и
семьи у него своей не будет. А будет он скитаться всю жизнь по караванным путям
от города к городу, от правителя к правителю, дорога будет домом его, попутчики - его близкими.
Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" - самое распостраненное слово его лексикона.
Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару.
Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он
проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба
Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы следовало читать по-арабски. Многие
мальчики с трудом понимали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с
вопросами, но на все вопросы получал ответ: "Учи Коран. Там на все есть ответы. " Одновременно
Хусейн занимался с другим учителем, который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку.
Однажды маленький Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь
я могу задать вопросы?" Учитель сильно
обиделся: "Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его
наизусть, дают почетное звание - хафиз".
"Значит я хафиз!" - немедленно последовал ответ мальчика. На достаточно пристрастном экзамене Хусейн
рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд.
С тех пор Хусейн больше не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то
есть к 990 году, Хусейн заканчивает начальный, цикл
своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя полный текст
Корана, и восхищает феноменальным знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина
становится шейхом. Вот выдержки из его собственной биографии:"К десяти годам я изучил Коран и литературную науку
и делал такие успехи, что все поражались". Следует заметить, что выдающиеся
способности мальчика были рано замечены. После достижения возраста десяти лет отец взял его из
школы, и дальнейшее весьма полное образование подросток получил, занимаясь с приходящими на
дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение,
астрономию,философию, географию и медицину, особенно медицину. Медицинские знания того времени, народная медицина стали одними из главных его интересов.
Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец
Ибн-Синым был человеком состоятельным и образованным, близок к течению исмаилитов (противников ортодоксального ислама), которые и сделали его своим последователем. Хотя Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но
живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов
Ибн-Сина, воспринял свое критическое отношение к Корану. Первый учитель преподававший Ибн-Сине
философию и математику также принадлежал к этому течению - Лбу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что
вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик. В
автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного
определения, подобного какому он не слышал. Он удивился мне, как только мог и после этого советовал родителю моему не
занимать меня ничем, кроме наук. . . То же самое произошло и с книгой Евклида: пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя, а
остальные - самостоятельно. Вскоре Натили уже оказался не в силах обучать меня. Он сказал :
"Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я
самостоятельно занялся изучением книг, причем при этом было много таких вопросов, которые он до
того не знал и научился им от меня".
Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень
рано, и эта область постепенно занимала все большую область его интересов. Не имея еще 12 лет от роду, Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее
изучением по совету знаменитого в то время врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. "Затем я
пристрастился к изучению науки врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать
книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я
преуспел в ней особенно, причем в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали
приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого
мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается
описанию. А было мне в это время шестнадцать лет".
Детально изучал медицину Хуссейн под руководством
Абу-л-Мансура Камари, известного в то время бухарского медика, автора ряда научных трудов.
Обучение у Камари продолжалось не долго, вскоре ибн-Сина быстро начинает заниматься
самостоятельной практикой, становится настолько известным целителем, что
его приглашают во дворец лечить тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха
ибн-Мансура. Вот как об этом вспоминает сам Ибн-Сина: "Однажды эмир тяжело заболел и врачи
не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали
эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в
лечении и отличился на этой службе ему".
Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно, однако лечение настолько помогло, что Нух ибн-Мансур блистательный эмир Бухары благополучно правил еще год. В благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое
книгохранилище Саманидов, Бухарскую библиотеку - одно из крупнейших и знаменитейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим
этапом в своем творческом развитии. В этот момент завершилось его образование и начался самостоятельный жизненный путь.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался
несколько лет. Скорее всего именно во время работы в Бухарской библиотеке у него
зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти
название болезни со всеми ее признаками, а также почерпнуть указание на то, отчего она
возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые
выписки из различных книг, рефератов, периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для "Канона врачебной науки" - основополагающим трудом. над которым Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан,
и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. К сожалению к семье бывшего исмаилита власти
относились с большим подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он
принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма.
К сожалению самой своей смерти Хуссейн не смог вернуться
на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у
властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, посетил множество городов и селений.
Не раз он испытывал множество лишений, часто поднимался к вершинам власти, часто скатывался обратно, становился то великим визирем, то
попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы. Он не слишком много уделял внимания внешним обстоятельствам, в которых оказывался - работа, познание - вот что было основным смыслом и целью его жизни. Имущество его периодически разграблялось, погибла
его библиотека, в том числе
- рукопись философской энциклопедии в двадцати томах "Ал-Инсаф" ("Справедливость").
- "Канон врачебной науки"
Для свовременников Авиценны большим авторитетом пользовался обширный
труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием
"Царская книга". Одним из непосредственных предшественников "Канона" был 30-ти
томный труд Абу Бакара ар-Рази "Всеобъемлющая книга по медицине". Однако эти
труды имели существенные недостатки. Изложенные в них сведения не были должным образом систематизированы, результаты наблюдений переплетались с
явным вымыслом, рекомендации очень часто дополнялись мистическими истолкованиями. Построение
книг было полностью логичным, а изложение порой оказывалось настолько сложным, что пользоваться ими
мог только достаточно опытный врач.
Ибн-Сина, работая над своей книгой, поставил перед собой задачу
избежать ошибок своих предшественников и блестяще справился с задуманным, создав один из
крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - "Канон врачебной
науки".
"Канон врачебной науки" - одна из самых выдающихся книг в
истории медицины. По существу он представляет собой целую медицинскую энциклопедию,
рассматривающую с большой полнотой (в пределах знаний того времени) все, что
относится к здоровью и болезням человека.
Этот капитальный труд включает в себя порядка 200 печатных
листов, уже в двенадцатом веке он был переведен с арабского языка на латинский и
разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, "Канон"
оказался среди первых печатных книг, а по числу изданий соперничал даже с Библией.
Латинский текст "Канона врачебной науки"был издан впервые в 1473 году, а арабский - в 1543 году.
Точная дата завершения работы над "Каноном" не установлена, однако предположительно это 1020 год. "Канон врачебной науки" - обширный труд, состоит из 5 книг.
- В книге 1-ой детальным образом излагается теоретическая медицина. Книга разбита
на четыре части. В первой части дается современное определение медицины, во второй - речь
идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах
лечения.
- В книге 2-ой описаны "простые" лекарства, излагается учение
Ибн-Сины о лекарствах, их действии, их природе, их испытании. По алфавиту расположены 811
средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их
действия, способов применения а так же правил сбора, переработки и хранения.
- Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии -
детальному описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен
анатомо-топогрофическим введением.
- Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов,
общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях,
гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются
основные вопросы современного учения о ядах.
- Книга 5-я содержит описание "сложных" лекарств, а также известных на то время ядов и
противоядий.
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить
собранные многочисленные эмпирические материалы в систему, связать их с клиническими
наблюдениями. Рекомендуемые в "Канонах врачебной науки" лекарственные средства
весьма и весьма разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию.
Систематичность и логичность как большие достоинства "Канона"
отмечали даже оппоненты Ибн-Сины. Успех "Канона врачебной науки" был вызван ясностью, убедительностью,
полнотой и исчерпывающими описаниями клинической картины болезней, точностью терапевтических и
диетических предписаний. Эти особенности весьма быстро создали "Канону" огромную
даже в наше время популярность, а его автору обеспечили всемирную известность и "самодержавную власть в течении пяти
столетий во всем медицинском мире средних веков".
Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили
в Хамаране в непосредственной близости от городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая литература :
- Ю. Н. Завадовский : "Абу Али Ибн-Сина" ;
- В. М. Воскобойников : "Великий врачеватель" ;
- Б. Д. Петров : "Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
- В. А. Смирнова-Ракитина : "Повесть об Авиценне";
- А. А. Семенов : "Абу Али Ибн-Сина ( Авиценна )"
|